русская артистка балета. Одна из крупнейших представительниц романтического балета. В 1837 г. окончила Петербургское театральное училище и до 1854 г. выступала в петербургской балетной труппе. В ее исполнении сочеталась виртуозность классического и характерного танцев с выразительностью пантомимной игры. Первая русская исполнительница партии Жизели (1842), Пери (1844) в одноименных балетах Адана и Бургмюллера, Пахиты (1847) в одноименном балете Минкуса и Дельдевеза.
Досье личности
АНДРЕЯНОВА Елена Ивановна
Имя латиницей: Andreyanova Elena Ivanovna
Пол: женский
Дата рождения: 13.07.1819
Место рождения: Россия
Дата смерти: 26.10.1857 Возраст (38)
Место смерти: Париж, Франция
Знак зодиака: Рак
По восточному: Кот
География: РОССИЙСКАЯ ИМПЕРИЯ, РОССИЯ, ФРАНЦИЯ.
Ключевые слова: артист, балет, искусство, режиссер, театр, феномен.
Anno: 1842
Елена Ивановна АНДРЕЯНОВА
Елена Ивановна АНДРЕЯНОВА в фотографиях:
- АДАН Адольф Шарль (1803 - 1856)
- ГРЕЧ Николай Иванович (1787 - 1867) (Николай Иванович ГРЕЧ был знаком с Еленой Ивановной АНДРЕЯНОВОЙ)
- МИНКУС Людвиг Федорович (1826 - 1907)
- ПАНАЕВА Авдотья Яковлевна (1820 - 1893) (Елена Ивановна АНДРЕЯНОВА - училась вместе с Авдотьей Яковлевной ПАНАЕВОЙ)
- САНКОВСКАЯ Екатерина Александровна (1816 - 1878) (Елена Ивановна АНДРЕЯНОВА - соперничала с Екатериной Александровной САНКОВСКОЙ)
- ТАЛЬОНИ Мария (1804 - 1884) (Елена Ивановна АНДРЕЯНОВА - училась у Марии ТАЛЬОНИ)
- Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия, 2006
- Большая советская энциклопедия. 3-е издание
- http://www.greatwomen.com.ua
- http://www.tonnel.ru
- http://www.belcanto.ru
05.03.2011 Ю.А.Белецкий
АНДРЕЯНОВА Елена Ивановна
В Петербургское театральное училище, основанное в 1783 году, принимались дети «свободного состояния из российских подданных». Возраст принимаемых – не младше девяти и не старше тринадцати лет. Десятилетняя Елена Андреянова – «единственная дщерь какого-то уксусника и старой простой женщины» – переступила порог училища в 1829-м. Ее приему не помешал крупный физический недостаток – дугообразные ноги.
Будущая писательница А. Я. Панаева, которой довелось учиться вместе с Андреяновой, вспоминала:
«…был час обеда воспитанниц, и дортуар был пустой, оставались только я и Андреянова; в это время всегда являлся к ней директор; их тихого разговора я не могла слышать, потому что сидела совершенно в другом конце огромного дортуара, да и садилась на скамейку между кроватями, так что меня не было видно. Андреянова иногда кричала на Гедеонова, выгоняла его вон и даже раз пустила в него танцевальным башмаком. Меня удивляла смелость Андреяновой, но в то же время мне было приятно видеть, как гроза всех артистов смиренно повиновался ее приказанию.
Андреянова обедала отдельно от других воспитанниц: Гедеонов присылал к ней обед от себя с дорогим вином. Через несколько времени и Смирновой стали давать такой же обед, чтобы прекратить толки при театре о привилегии Андреяновой».
Так с юных лет талантливая танцовщица стала, как говорится в одной из книг по хореографии, «гражданской женой директора театров Гедеонова». Это во многом определило ее дальнейшую судьбу – как с положительной, так и с отрицательной стороны.Андреянова считалась воспитанницей Истоминой, а с приездом в Россию балетмейстера Филиппо Тальони стала посещать и его класс, где училась у его знаменитой дочери Марии. Училище она закончила успешно и была выпущена из него в апреле 1837 года.
Со следующего года Андреянова уже танцевала главные партии, но завоевать популярность у петербургских зрителей, преклонявшихся перед зарубежной сильфидой Тальони, было непросто. Только через пять лет Тальони покинула Петербург. С ее отъездом интерес к балетным спектаклям сразу угас. И тут молодая русская балерина решилась заменить мировую знаменитость. Часть публики посчитала этот шаг свидетельством ее излишней самоуверенности, но вскоре танцовщица доказала свою правоту.
18 декабря 1842 года в Петербурге состоялась премьера балета «Жизель», в котором главную роль исполняла Андреянова. До нее ни одна русская балерина на это не решалась. Воздушный танец первой русской Жизели органично соединялся с пантомимой. Созданный образ поражал драматизмом, особенно удалась сцена сумасшествия. Критика отмечала удивительный талант танцовщицы, достоверность ее Жизели. Однако положение ее в театре не изменилось: хотя Андреянова смело танцевала в одних спектаклях с приезжими балеринами и зачастую лучше их, она по-прежнему была ограничена в выборе репертуара – преимуществом пользовались иностранки.
Чтобы полностью проявить свой талант, балерине нужна была другая сцена. В 1843 году она вместе с частью петербургской труппы отправилась в Москву на четырехмесячные гастроли. Зрители встретили танцовщицу враждебно, считая ее соперницей тамошней примы Екатерины Санковской. Театралы шикали и свистели, недовольство на галерке возрастало с каждым спектаклем настолько, что властям пришлось помещать в верхние ярусы специальный наряд полиции. Но балерину это не испугало. Она повторила свои гастроли в сезоне 1844-1845 годов, познакомив москвичей с балетами «Пери» и «Тень».
После Москвы ее принимали Париж, Гамбург, Брюссель и Милан. Один парижский журнал писал тогда: «При выходе госпожи Андреяновой на сцену мы с минуту опасались, что она не успеет победить своего волнения. Но при первых же позах раздались громкие рукоплескания. Черты госпожи Андреяновой исполнены прелести, красоты и достоинства. По изяществу ее фигуры, по правильности ее поз, по гибкости ее движений сейчас же узнаешь ученицу Тальони. Но госпожа соединяет в себе качества, принадлежащие собственно ей самой: чрезвычайную силу, благородность движений. Словом, дебют г-жи Андреяновой увенчался успехом… Легкость, грация, сила, огонь – все эти драгоценные и прелестные качества, которыми отличается талант русской танцовщицы, очаровали публику».
В Париже русская балерина смело отказалась от услуг подкупных клакеров. Свидетелем ее триумфа оказался писатель Н. И. Греч:
«Андреянова вылетела из кулис и вскоре привела всю залу в восторг исступленный… Дамы из лож размахивали платками, мужчины вопили… Заставили повторить… Кричат: «Еще раз! Еще!» Андреянова вышла на сцену, осыпанная цветами, и изъявила готовность свою исполнить желание публики, но в то же время с выражением жалости взглянула на танцевавшего с нею Депласа: он выбился из сил, едва дышал и с трудом подбирал венки, брошенные его счастливой совместнице».
Однако дирекция Парижской оперы не только не заплатила ей за выступления, а, наоборот, потребовала… плату за возможность показать свое искусство и получить признание парижского зрителя!
По-иному принимали Андреянову в других городах. Например, успех в Италии, где она танцевала в «Ла Скала», оказался столь велик, что там были выпущены портреты балерины и отчеканена бронзовая медаль с ее изображением. Такой чести удостаивались здесь лишь Мария Тальони и Фанни Эльслер. В Италии Андреянова для расширения своих профессиональных знаний взяла несколько уроков у знаменитого педагога Карло Блазиса.
Вернувшись в Петербург летом 1846 года, балерина с блеском выступила в «Пахите», поставленной специально для нее Мариусом Петипа.
Но снова – в который раз! – судьба приготовила ей трудное испытание. Через два года в Россию приехала очередная европейская знаменитость – Фанни Эльслер. Не желая соперничать со «звездой», покровителем которой считался сам император, Андреянова вновь отправилась в Москву. Тамошние зрители продолжали относиться к ней настороженно; известен нашумевший в свое время скандальный случай, когда на сцену во время реверансов Андреяновой прямо к ее ногам была брошена… дохлая черная кошка. Правда, на этот раз москвичи изменили к ней отношение – «Пахита», «Жизель», «Пери», «Сатанилла» потрясли даже поклонников Санковской. Когда балерина покидала город, с ней приехала проститься и сама московская прима.
В 1852 году Елена Андреянова танцевала в Лондоне, но эти гастроли оказались неудачными: британский зритель не принял русскую артистку. После возвращения на родину балерина с грустью узнала, что в петербургской труппе снова иностранка! Знаком протеста можно считать ее поездку в провинцию – Елена Ивановна пригласила выступить с собой артистов Большого театра и воспитанниц московской балетной школы. Одесса, Харьков, Полтава, Киев, Воронеж, Тамбов – вот маршрут этих гастролей. С большим трудом удалось Елене Ивановне выхлопотать у дирекции необходимые костюмы, аксессуары и оркестровые партии. Кордебалет состоял из шестнадцати юных танцовщиц, о которых газета «Одесский вестник» писала:«Пробегите на афише фамилии их, и вы увидите, что они все до одной – чисто русские. Мы будем рукоплескать не только изящному, но и родному искусству».
Успех, сопровождавший труппу в продолжение всей поездки, натолкнул Андреянову на мысль поставить большой двухактный балет «Бахчисарайский фонтан». Его премьера состоялась в Воронеже. А вскоре артистка узнала, что уволена со службы за ненадобностью… Правда, увольнение это, по тогдашним театральным правилам, было вполне законным: Елена Андреянова прослужила двадцать два года. Все равно это явилось для нее ударом. А тут еще успешно начатые гастроли неожиданно прервались: в Одессе труппу распустили из-за надвигавшейся войны. Из-за беспечности Елены Ивановны, ведавшей всеми финансовыми и хозяйственными делами, выступления не принесли гастролерам особой денежной прибыли…
Изнурительные поездки по городам, большие физические и нервные перегрузки, пошатнувшиеся материальные дела – все это подорвало здоровье танцовщицы. Она возвратилась в Петербург, откуда через некоторое время выехала за границу, уже тяжело больная. Андреянова писала на родину из Рима: «…чего бы, кажется, желать – чудная природа, померанцевые деревья, цветы, синее небо, песни, неумолкающие всю ночь, а все думаешь, как бы возвратиться восвояси и начать опять с волками жить и по-волчьи выть».
Скончалась Елена Ивановна в Париже в октябре 1857 года в возрасте тридцати восьми лет и похоронена на кладбище Пер-Лашез. Согласно завещанию, часть наследства балерины была передана ее сыну А. А. Иванову, воспитаннику театрального училища, а на оставшиеся деньги заказан памятник.
http://www.greatwomen.com.ua/2008/05/06/elena-ivanovna-andreyanova/
- ОППЕНГЕЙМ Татьяна Константиновна
- СПИВАКОВ Владимир Теодорович
- ТОДОРОВСКИЙ Валерий Петрович
- МЕХТИЕВ Солтан Джафарович
- КОЗАКОВ Михаил Михайлович
- АБДУЛОВ Всеволод Осипович
- ФАЙЗИ Мирхайдар Мустафович
- ТИПОТ Виктор Яковлевич
- МОНС Анна Ивановна
- ШВИДЛЕР Мальвина Зиновьевна
- ПАСТЕРНАК Леонид Осипович
- БЕРИЯ Серго Лаврентьевич
- ПЕВЦОВ Дмитрий Анатольевич
- ТОТОМЯНЦ Ваан Фомич
- АДАМЯН Нора
- АБАКУМОВ Виктор Семенович
- АРЕФЬЕВ Анатолий Васильевич
- АПРАКСИН Степан Федорович
- АЛЧЕВСКАЯ Христина Даниловна
- АЛЧЕВСКИЙ Иван Алексеевич
- ФИГНЕР Вера Николаевна
- ТРЕЗИНИ Доменико Андреа
- ФРАНК-КАМЕНЕЦКИЙ Давид Альбертович
- АНДРЕЯНОВА Елена Ивановна
- АТАРОВ Николай Сергеевич
- АХРОМЕЕВ Сергей Федорович
- АШЕНБРЕННЕР Михаил Юльевич
- СУКАЧЕВ Гарик
- АВШАЛУМОВ Хизгил Давидович
- СМЕХОВ Вениамин Борисович
- АДАШЕВСКИЙ Константин Игнатьевич
- ДРОБОТ Ольга Дмитриевна
- БАЛАВАДЗЕ Бенедикт Константинович
- ВОДОВОЗОВА Елизавета Николаевна
- ГАЛЬПЕРИН Юрий Александрович
- БАТЫРМУРЗАЕВ Зейналабидин Нухаевич
- СОЛОУХИН Владимир Александрович
- БАХМЕТЬЕВ Порфирий Иванович
- БАХРУШИН Алексей Александрович
- СЕРГИЙ Московский
- СЕМЕНОВА Марина Тимофеевна
- БЕН-ЦВИ Ицхак
- БУДКЕР Герш Ицкович
- БУРЛЯЕВ Николай Петрович
- БЕРЕЗОВСКИЙ Борис Абрамович
- БЕРЕЗОВСКИЙ Владимир Антонович
- БЕЦ Владимир Алексеевич
- ТОЛСТАЯ Софья Андреевна
- БЛЮМЕНТРОСТ Лаврентий Лаврентьевич
- БОНДАРЧУК Наталья Сергеевна
- ФОК Владимир Александрович
- ГОМЕЛЬСКИЙ Александр Яковлевич
- ГУЗЕЕВА Лариса Андреевна
- БАСИСТЫЙ Николай Ефремович
- ВИЛЬД Генрих Иванович
- ВЕРЕЙСКИЙ Орест Георгиевич
- ВОСКРЕСЕНСКАЯ Зоя Ивановна
- ГЕЛЬЦЕР Екатерина Васильевна
- ВАСИЛЬЕВА Вера Кузьминична
- ТУХАЧЕВСКИЙ Михаил Николаевич
- ВАХРАМЕЕВ Всеволод Андреевич
- ГЕРДТ Зиновий Ефимович
- ГЕРШВИН Айра
- ВСЕХСВЯТСКИЙ Сергей Константинович