египетский фараон, правивший ок. 1351-1334 гг. до н. э., из XVIII династии, выдающийся политик, знаменитый религиозный реформатор, во время правления которого произошли значительные изменения в египетской жизни – в политике и в религии. Сын Аменхотепа III и царицы Тейе. Вступил на престол в 15-летнем возрасте под именем Аменхотепа IV (древнеегип. «Амон доволен»). Находился под сильным влиянием царицы-матери и своего воспитателя – Аменхотепа, сына Хапу. Как и его отец, в нарушение вековой традиции женился не на старшей дочери царствовавшего до него фараона (египетский престол формально передавался по женской линии), а на дочери одного из вельмож – Нефертити, впоследствии принимавшей активное участие в его религиозных преобразованиях. В самом начале своего царствования принимает титул верховного – «величайшего среди видящих» – жреца бога Ра в Гелиополе, подчеркивая этим свою приверженность культу солнца и особенно выделяя почитание самого солнечного диска – Атона, культ которого становится общеегипетским еще при Тутмосе IV. Постепенно в противовес другим богам и особенно Амону, главному богу столичных Фив, расширяются культовые функции Атона, в нем одном воплощаются представления о благости, могуществе и творящей силе солярных (от лат. sol – солнце) божеств. Наконец, имя Эхнатон (др.-егип. «Полезный Атону»), принятое фараоном, декларирует новую ориентацию его религиозной политики. На 6 году правления он переносит столицу страны из Фив, центра оппозиционно настроенного жречества Амона, в основанный им на земле, не посвященной никакому другому божеству, «великий очарованием, приятный красотой для глаз» город Ахетатон (совр. Тель эль-Амарна в Среднем Египте) и клянется вместе с Нефертити никогда не покидать столицы, объявленной священной обителью Атона. Несмотря на то что на плитах, отмечающих границы Ахетатона, упоминается ряд египетских божеств во главе с Амоном, вскоре запрещается культ Амона, его жены Мут и их сына Хонсу (фиванская триада богов). Ок. 1356 г. до н. э. Атон окончательно провозглашается единственным богом, и к 1353 г. до н. э. начинаются преследования почитания всех других культов, прекращается строительство храмов, искореняются сами слова «бог» и «боги» – даже Атон именуется не иначе как «властитель», его имя, подобно царскому, заключается в картуши. В новой по сути религии особое место уделяется также прославлению божественности самого фараона – он считается возлюбленным сыном и соправителем Атона, «единственным познавшим истинного бога» и способным вступать в прямое общение с воплощенным солнцем. В столице пышно отмечаются годы их «совместного» царствования. Прежнее жречество в его правление утрачивает свои позиции, новое жречество Атона и придворная элита царя состоят главным образом из вышедшей из низов служилой знати (широко распространенное имя этого времени – «Эхнатон меня сделал»). При Эхнатоне, всецело поглощенном религиозной реформой, практически не ведутся завоевательные походы, не поддерживается контроль Египта над Палестиной и Сирией, ослабевают связи с Вавилонией и другими государствами Ближнего Востока, Египет теряет в этом регионе своего главного союзника – государство Митанни и не противостоит росту могущества своего будущего соперника в Сирии – Хеттского царства. Преобразования фараона, в значительной мере вызванные политическими целями, несли на себе, однако, печать искренней и даже фанатичной веры. Для поклонения Атону строятся многочисленные храмы, представляющие собой большие открытые дворы с пилонами – отныне молитвы человека возносятся к самому богу, между ними не существует преград. Религиозная реформа отразилась на всех сторонах жизни Египта: в искусстве формируется новый образ человека, в изображениях царя, Нефертити и приближенных подчеркиваются главным образом милосердие и благость, мягкая красота и открытость души миру эмоций. Эхнатон и Нефертити имели 6 дочерей, младшая из которых Анхесенпаатон стала супругой Тутанхатона (изменившего имя на Тутанхамон), старшая – Меритатон – супругой Сменхкара, в конце царствования Эхнатона объявленного его соправителем (после смерти фараона правил около 2 лет). Судьба Нефертити после появления новой жены Эхнатона Кийа, от которой он имел одного или двух сыновей, неизвестна. При юном Тутанхатоне царский двор покидает столицу, восстанавливаются культы всех богов и позиции фиванского жречества Амона. Впоследствии имя Эхнатона предается забвению и даже не включается в списки правивших в Египте царей.
Досье личности
АМЕНХОТЕП IV
Другое имя: Эхнатон
Имя латиницей: Akhenaten; Echnaton; Ikhnaton; Khuenaten
Пол: мужской
Дата рождения: реконструировано 00.00.1380 до н.э.
Дата смерти: реконструировано 00.00.1334 до н.э. Возраст (46)
Знак зодиака: Неизвестно
По восточному: Обезьяна
География: ДРЕВНИЙ ЕГИПЕТ.
Ключевые слова: власть, династия, политика, правитель, фараон.
Anno:
IV АМЕНХОТЕП
IV АМЕНХОТЕП в фотографиях:
- АМЕНХОТЕП III (1400 до н.э. - 1351 до н.э.) (АМЕНХОТЕП III - отец АМЕНХОТЕПА IV)
- АНХЕСЕНАМОН (1360 до н.э. - 1310 до н.э.)
- КАРТЕР Говард (1874 - 1939)
- НЕФЕРТИТИ (1490 до н.э. - 1430 до н.э.) (НЕФЕРТИТИ - жена АМЕНХОТЕПА IV)
- РАМЗЕС II (1300 до н.э. - 1224 до н.э.)
- САПТАХ (1250 до н.э. - 1188 до н.э.)
- СЕТИ I (1330 до н.э. - 1279 до н.э.)
- СМЕНХКАРА (1380 до н.э. - 1345 до н.э.)
- ТУТАНХАМОН (1342 до н.э. - 1323 до н.э.)
- ТУТМОС IV (1430 до н.э. - 1388 до н.э.)
- ТУТМОС Младший (1390 до н.э. - 1330 до н.э.)
- ХАТШЕПСУТ (1520 до н.э. - 1468 до н.э.)
- ХОРЕМХЕБ (1340 до н.э. - 1292 до н.э.)
- ЭЙЕ (1380 до н.э. - 1319 до н.э.)
- Ан. А. Громыко. Африка. - Москва, Советская энциклопедия, 1986
- Большая советская энциклопедия. 3-е издание
- http://ru.wikipedia.org
- http://www.egyptmif.ru
- http://www.gumer.info
- http://historic.ru
- http://www.100velikih.com
- http://www.megabook.ru