Досье личности

Ценность: 1,25 (12)

Симпатия: 1,167 (12)

дата обновления - 2017-09-08

просмотров - 6

ЗАРИНЬШ Маргер Оттович

Другое имя: Заринь Маргерис Оттович

Имя латиницей: Zarins Margeris

Пол: мужской

Дата рождения: 24.05.1910

Место рождения: Яунпиебалга, Латвия

Дата смерти: 27.02.1993 Возраст (82)

Место смерти: Рига, Латвия

Знак зодиака: Близнецы

По восточному: Собака

География: ЕВРОПА, ЛАТВИЯ, РОССИЯ, СССР.

Ключевые слова: искусство, композитор, литература, музыка, писатель.

Anno: 1955

Маргер ЗАРИНЬШ

латвийский композитор, писатель, народный артист СССР (1970). Окончил Елгавский учительский институт (1929) и Латвийскую консерваторию (1933) по классам композиции (Язеп Витол), фортепиано (Арвид Даугулис) и органа (Петерис Пауль Йозуус). Первые композиции относятся к 1936 г., в 1939 г. написана и поставлена в Риге опера «Барин и гусляр». Сам композитор отмечал влияние Мориса Равеля и Клода Дебюсси на формирование своего творчества. С установлением в Латвии советской власти был в 1940 г. назначен музыкальным руководителем и дирижером театра Дайлес Э. Смильгиса, проработал в этой должности 10 лет, написав музыку ко множеству спектаклей, включая «Ромео и Джульетту», «Много шума из ничего», «Двенадцатую ночь» Шекспира, «Марию Стюарт» Ф. Шиллера, «Дубровский» А. С. Пушкина, «Анну Каренину» Л. Н. Толстого и др. Этот этап его творчества, кроме того, характеризуется интенсивной работой с латышским музыкальным фольклором: обработал около 20 народных песен, написал хоровой цикл «12 латышских народных танцев и хороводов» (1948), сюиты «Народная песня о мире» (1951) и «Колхозные дайны» (1952), ряд вокальных сочинений идеологического содержания – в частности, вокальные циклы «Советский юмор и сатира» (1950) и «Советская женщина – борец за мир» (1951). В 1951-1952 гг. он руководил Латвийской филармонией и возглавлял правление Союза композиторов Латвии. Карьера Зариня как официального советского композитора развивалась по восходящей: в 1955 г. ему присвоено звание заслуженного деятеля искусств Латвийской ССР, в 1956 г. он награжден орденом Ленина и вновь избран председателем правления республиканского Союза композиторов (до 1968 г., в 1962-1968 гг. одновременно секретарь правления СК СССР). Все это время продолжал писать произведения, отвечающие идеологическим требованиям: в 1955 г. состоялась премьера его оперы «К новому берегу» (по одноименному роману В. Т. Лациса – главному произведению латышского социалистического реализма), за ней последовали «Опера нищих» (1956, по рассказу Ж. Гривы о жизни турецкой бедноты, с использованием стихов Омара Хайяма и Назыма Хикмета), оратория «Махагони» (1965, о судьбе П. Лумумбы, с использованием стихов Л. Хьюза), «Опера на площади» (1969, к столетию В. И. Ленина, по стихам В. В. Маяковского и статьям Дж. Рида) и т. д. вплоть до детской сюиты «Незнайка в Солнечном городе» (1962, по одноименной книге Н. Н. Носова). Кроме того, в 1950-70-е гг. писал много музыки к кинофильмам. Все эти работы, однако, служили ему, по выражению современного музыковеда, индульгенциями. В действительности его занимают проблемы неоклассицизма и полистилистики, что находит отражение, прежде всего, в таких сочинениях, как Партита в стиле барокко (1963), Concerto grosso для клавесина, рояля и симфонического оркестра (1968; вторая редакция 1973), Concerto innocente для органа с оркестром (1969), Вариации BACH для органа (1970), «Песни Билитис» и др., а также три проникнутые иронией небольшие оперы – «Чудо святого Маврикия» (1964, поставлена в Риге 1974), «Чудесные похождения старого Тайзеля» (1982, по собственной повести) и «Сон в летнюю ночь» (1984). Литературное творчество, сочетающее элементы реализма и фантастики, в последние годы жизни мастера стало превалирующим. На последнем этапе своего творчества он переключился, главным образом, на занятия литературой. Начав со сборника рассказов на музыкальные темы, он в 1972 г. выпустил роман «Фальшивый Фауст, или переправленная, пополненная поваренная книга – П. П. П.» (1984, английский перевод 1987), полный «гротескных переплетений языковых и стилистических слоев». За ним последовал роман «Календарь капельмейстера Коциня» (1982) и ряд других сочинений. Государственная премия СССР (1951).

Медиа (0)
Связи (21)
Источники (6)
Обсуждение
comments powered by HyperComments
Наверх