Досье личности

Ценность: 1,083 (12)

Симпатия: 1,083 (12)

дата обновления - 2017-08-16

просмотров - 4

ВУНДТ Вильгельм Максимилиан

Имя латиницей: Wundt Wilhelm Maximilian

Пол: мужской

Дата рождения: 16.08.1832

Место рождения: Мангейм, Баден-Вюртемберг, Германия

Дата смерти: 31.08.1920 Возраст (88)

Место смерти: Гросботен, Саксония, Германия

Знак зодиака: Лев

По восточному: Дракон

География: ГЕРМАНИЯ, ЕВРОПА, ШВЕЙЦАРИЯ.

Ключевые слова: знание, наука, основатель, психолог, редактор, философ.

Anno: 1862

Вильгельм Максимилиан ВУНДТ

немецкий психолог и философ, основатель современной экспериментальной психологии. С 1851 г. изучал медицину в университетах Гейдельберга, Тюбингена и Берлина, в 1856 г. получил научную степень в Гейдельбергском университете. В 1862 г. он прочитал в этом университете первый в мире курс лекций по научной психологии. С 1874 г. – профессор философии в Цюрихе, с 1875 г. – профессор философии в Лейпциге, где в 1879 г. им была организована лаборатория экспериментальной психологии. В 1883 г. основал журнал экспериментальной психологии «Философские исследования». Лаборатория экспериментальной психологии вскоре была преобразована в институт. Журнал также был первым в мире журналом по экспериментальной психологии. Ранние работы были посвящены анатомии нервной системы, физиологии органов чувств и общей физиологии, а не психологии, которая считалась отраслью философии, изучению которой подобает метод рационального рассуждения. Его целью явилось переосмысление психологии как позитивной, экспериментальной науки, аналогичной естествознанию. Объект изучения психологии, по его теории – непосредственный опыт человека, включая ощущения, чувства, волевые акты и представления, а также механизм апперцепции, или сознательного восприятия; выдвинул т. н. теорию локальных знаков. Основную трудность видел в том, что сложные психические процессы не могут достаточно долгое время находиться в поле ясного зрения наблюдателя, которым по необходимости часто может являться только сам переживающий. Отсюда при постановке психологического эксперимента он выдвинул требование многократной воспроизводимости результатов, выявление существенных условий возникновения изучаемых явлений, необходимость варьирование условий их протекания. Доступом к сфере внутреннего опыта он считал самонаблюдение, методы обеспечения корректности которого он разрабатывал. Его можно считать родоначальником структуралистского подхода к сознанию. Наряду с экспериментальной психологией низших психических процессов он вычленял иную, описательную, психологию высших психических процессов и образований, т. н. «психологию народов», или этническую психологию (это его понятие, которое он развивал наряду с Хейманом Штейнталем, близко к современной концепции культурологии). Его работы имели значение также для развития лингвистики. Он был представителем психологического направления в языкознании и социолингвистики, которые берут начало от теории Вильгельма Гумбольдта. Согласно провозглашенному в русле этой школы антропологическому подходу, адекватное изучение языка должно производиться в тесной связи с сознанием и мышлением человека, его культурой и духовной жизнью. Трактовал язык как проявление «духа народа», т. е. как явление в основе своей психическое, рассматривая, таким образом, этнопсихологию как базу для языкознания. Будучи согласным со Штейнталем в психологизации языкознания и в стремлении исследовать язык прежде всего не как формальную систему, а как деятельность, по вопросу о происхождении языка он выступил его оппонентом, развив дуалистическую концепцию, согласно которой язык зарождается как инстинктивные движения, источник которых лежит в актах индивидуального сознания, которые в обществе, посредством коммуникации, становятся собственно языком. В отличие от сторонников логической школы, которые видели в предложении результат объединения нескольких понятий, наоборот, усматривал в нем выражение расчленения общего на составные части. Развивая понятие «внутренней формы языка», он отождествлял его с психологическим процессом, определяющим внешнюю форму языка. Единство семантики разных языков Вундт объяснял едиными психологическими закономерностями человечества, а различия – различием «психологии народов». По его мнению, мышление эволюционирует в теснейшей связи с языком, как и с развитием культуры в целом. Он интересовался кинесикой, т. е. сопровождающими речь невербальными формами выражения, прежде всего движениями и мимикой, отчасти имеющими у человека общее происхождение с животными. В этой же связи находится разделявшаяся им теория об универсальной первичности двоичной классификации на одушевленное-неодушевленное, предшествующей грамматическому роду.

Медиа (0)
Связи (11)
Источники (2)
  • Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия, 2006
  • ru.wikipedia.org
Обсуждение
comments powered by HyperComments
Наверх