голландский пастор и богослов-кальвинист. В 1604 г. поступил в Лейденский университет, где изучал теологию, философию, античную литературу, а также приобрел обширные познания в математике, химии и анатомии. Особое влияние на его формирование оказал Ф. Гомар. В 1611 г. получил место пастора во Влеймене. В 1617 г. служил пастором в Хесдене, изучал арабский и сирийский языки. В 1619 г. на Дордрехтском Синоде выступил против ремонстрантов. В 1634-1675 гг. был профессором теологии и восточных языков в академии Утрехта и пастором местной конгрегации. Во время обучения в Лейденском университете оказался в центре дискуссии Я. Арминия и Гомара о Божественной благодати и свободе человеческой воли. Он принял сторону кальвиниста-ортодокса Гомара и жестко придерживался этой позиции до конца жизни. После Дордрехтского Синода продолжал писать трактаты против ремонстрантов и социниан, защищая незыблемость кальвинистского вероучения. Принял участие в полемике с К. Янсением по вопросу о легитимности протестантской миссии на захваченных католических территориях. Посетив Англию в 1636 г., вдохновленный идеями и деятельностью пуритан, стал лидером нового движения в Голландской реформатской церкви «Дальнейшая реформация». Он выступал против ростовщичества, танцев, «неестественного» стиля причесок; призывал строго соблюдать «День Господа», но новое движение и его сторонники никогда не имели полной поддержки в церкви. В 40-х гг. XVII в. стал одним из основных действующих лиц в т. н. утрехтском кризисе – дискуссии с Р. Декартом. Написал сочинение «О природах и субстанциальных формах вещей» (1641), защищая Священное Писание и категории схоластической метафизики от идей Коперника, от атомизма и «новой философии» Декарта. В 1643 г. по просьбе богослова его ученик М. Схок опубликовал сочинение «Удивительный метод новой философии Рене Декарта» (1643). Декарт ответил «Письмом к прославленному мужу Гисберту Воэцию» (1643), где изобразил богослова политическим интриганом и ученым шарлатаном. Тот ответил на эти выпады в предисловии к «Избранным богословским рассуждениям» (1648-1669). В богословии Голландской реформатской церкви он является основателем направления «практической теологии», важнейшим компонентом которого стала «аскетическая теология».
Досье личности
ВОЭЦИЙ Гейсберт
Имя латиницей: Voetius Gisbertus
Пол: мужской
Дата рождения: 03.03.1589
Место рождения: Хесден, Голландия
Дата смерти: 01.11.1676 Возраст (87)
Место смерти: Утрехт, Голландия
Знак зодиака: Рыбы
По восточному: Бык
География: НИДЕРЛАНДЫ.
Ключевые слова: знание, идеолог, основатель, религия, философ.
Anno: 1634
Гейсберт ВОЭЦИЙ
- ЖИЛЬБЕР ПОРРЕТАНСКИЙ
- ЖИРИНОВСКИЙ Владимир Вольфович
- ЖУРАКОВСКИЙ Анатолий Евгеньевич
- ЗАРАТУШТРА
- ЗЕВИН Сирийский
- ЗУБАТОВ Сергей Васильевич
- ИАКОВ Кирский
- ИБАРРУРИ Долорес
- ИГНАТИЙ (Брянчанинов)
- ИЕРЕМИЯ
- ИЕРЕМИЯ Раифский
- ИЕРОНИМ Евсевий Софроний
- ИИСУС ХРИСТОС
- ИЛАРИЙ ПИКТАВИЙСКИЙ
- ИЛИЯ Синайский
- ИНСТИТОРИС Генрих
- ИОАНН III Схоластик
- ИОАНН IV Постник
- ИОАНН Богослов
- ИОАНН Власатый
- ИОАНН Египетский
- ИОАНН ЗЕДАЗНИЙСКИЙ
- ИОАНН Златоуст
- ИОАНН Креститель
- ИОАНН КРОНШТАДТСКИЙ
- ИОАНН ЛЕСТВИЧНИК
- ИОАНН МАТТА
- ИОАНН Сирийский
- ИОАНН ТАЛАИА
- ИПАТИЙ Синайский
- ИРИНЕЙ ЛИОНСКИЙ
- ИСААК Синайский
- ИСААК СИРИН
- ИСАИЯ Раифский
- ИСАЙЯ
- ИСОКРАТ
- ИССАК Слепец
- ИУЛИАНИЯ Лазаревская
- КАЛЬВИН Жан
- КАМДЕССЮ Мишель
- КАМЕНЬСКИЙ Генрик Михал
- КАМПАНЕЛЛА Томмазо
- КАНЕКА Фра Жоакин ду Амору Дивину Ребелу
- КАРЕЛИН Аполлон Андреевич
- КАРНО Лазар Никола Маргерит
- КАССИДИ Нил
- КАУДЕРИ Оливер
- КАФФИ Пол
- КЕРЕНСКИЙ Александр Федорович
- КЕРИЛЛИС Анри
- КЕРШЕНШТЕЙНЕР Георг Михаэль
- КИМ Ир Сен
- КИНГ Мартин Лютер
- КИСУНЬКО Григорий Васильевич
- КНИГГЕ Адольф фон
- КОЛДЕР Александер
- КОЛЕТ Джон
- КОНСТАНТИН (архимандрит)
- КОНФУЦИЙ
- КОРНИЛОВ Константин Николаевич
- КОСОЙ Феодосий
- КОТТОН Роберт
- КРАНМЕР Томас
- КРАТЕТ Фиванский