Досье личности

Ценность: 5,054 (37)

Симпатия: 6,135 (37)

дата обновления - 2020-02-13

просмотров - 36

ВАХТАНГОВ Евгений Багратионович

Имя латиницей: Vakhtangov Evgenij Bagrationovich

Пол: мужской

Дата рождения: 13.02.1883

Место рождения: Владикавказ, Россия

Дата смерти: 29.05.1922 Возраст (39)

Место смерти: Москва, Россия

Знак зодиака: Водолей

По восточному: Коза

География: РОССИЙСКАЯ ИМПЕРИЯ, РОССИЯ.

Ключевые слова: артист, искусство, основатель, педагог, рак, режиссер, театр.

Anno: 1913

Евгений Багратионович ВАХТАНГОВ

российский театральный режиссер, актер, педагог, основатель театра им. Вахтангова. Вырос в семье армянского фабриканта. Еще в юности отказался от коммерческой карьеры и наследства отца, занявшись театральным любительством. В 1903-1909 гг. учился на естественном, затем на юридическом факультетах Московского университета. В 1906 г. организовал драматический кружок студентов университета. В 1909-1911 гг. – ученик школы драмы А. И. Адашева, где преподавали В. В. Лужский, В. И. Качалов и Л. А. Сулержицкий, оказавший воздействие на ранние театральные взгляды Вахтангова. По окончании школы зачислен в МХТ, вел экспериментальные занятия по «системе Станиславского» с группой театральной молодежи, составившей ядро 1-й Студии МХТ (1912, открыта в 1913, с 1924 г. – МХАТ второй). Как педагог разделял эстетическую и этическую программу директора Студии Сулержицкого: цель искусства – нравственное совершенствование общества, студия – община единомышленников, актерская игра – правда переживаний, спектакль – проповедь добра и красоты. Как режиссер предпочитал резкие контрасты добра и зла в построении спектакля и стиле актерского исполнения: «Праздник мира» Г. Гауптмана (1913), «Потоп» Г. Бергера (1915). В «Росмерсхольме» Г. Ибсена (1918, 1-я студия) на противопоставлении аскетической формы и напряженной внутренней жизни актеров раскрывалась главная тема спектакля. В «Чуде Святого Антония» М. Метерлинка (первый вариант, 1918) возобладала традиция Сулержицкого: человечность, юмор, мягкая ирония. Одновременно с МХТ и его студией Вахтангов вел педагогическую работу в ряде московских театральных школ и любительских кружках. Особое место в его творческой судьбе принадлежало Студенческой драматической студии («Мансуровской» – по названию переулка, где она находилась), с членами которой он в 1913 г. начал репетировать пьесу «Усадьба Ланиных» Б. К. Зайцева (с 1917 г. – Московская Драматическая студия под руководством Е. Б. Вахтангова, с 1920 г. – 3-я студия МХТ; с 1926 г. – Театр им. Е. Вахтангова). Яркой театральностью и предельным сгущением сатирических красок отмечен второй вариант «Чуда Святого Антония» (1921). В чеховской «Свадьбе» (1920) – паноптикум мещанства. В «Эрике ХIV» А. Стриндберга (1921, 1-я студия) воплотил трагедию власти, неправедной и враждебной народу даже тогда, когда властитель (в трактовке Вахтангова и исполнении М. А. Чехова) полон добра и благородства. Наибольшей силы достиг трагедийный конфликт в поэме торжествующей любви «Гадибуке» С. Анского (студия «Габима»). Свойственное натуре и творчеству Вахтангова гармоническое начало («веселый Мейерхольд», говорил о нем М. А. Чехов) воплотилось в искрящемся спектакле режиссера – «Принцессе Турандот» по К. Гоцци (1922). Значительно превзойдя первоначальное режиссерское задание, он стал классикой театра, произвел «сильный сдвиг» (Немирович-Данченко) в искусстве русской сцены. Премьера спектакля состоялась, когда Вахтангов был уже смертельно болен. Его творческая деятельность оборвалась, возможно, в высшей своей точке. Среди учеников Вахтангова – Б. В. Щукин, Р. Н. Симонов, Ц. Л. Мансурова, Ю. А. Завадский и др.

Медиа (7)

Евгений Багратионович ВАХТАНГОВ в фотографиях:

Связи (39)
Источники (3)
Обсуждение
comments powered by HyperComments
Наверх