сподвижник Мухаммада и второй из «праведных» халифов Арабского халифата (634-644). При нем центр Халифата по-прежнему находился в Медине. Сам халиф почти не был знаком с вновь приобретенными государством землями. Лишь в 637 г. он выезжал ненадолго в Сирию и Палестину. Однако большие организаторские и, очевидно, административные способности позволили ему утвердить многие из новых принципов государственной власти и организации повседневной жизни нового огромного территориального образования многонационального государства, в какое преобразуется Арабский халифат. При нем шли активные завоевательные действия в Ираке, Иране, Азербайджане, Сирии, Палестине и Египте. Границы Халифата стремительно расширялись, приближаясь к окончательным. В то же время наместниками различных регионов, назначенными халифом на местах, организуются новые, административные формы управления. Основным регулятором внутренней политики являлся сбор постоянной поземельной подати – хараджа – и специальных налогов, выплачиваемых жителями-иноверцами. При нем размеры этих налогов, прежде всего в их денежном выражении, были достаточно жестко отрегулированы. Особенно важным моментом на вновь обретенных землях была организация системы землевладений. Необходимо было закрепить за владельцами и собственниками наследственное право землепользования. Возникали вопросы градостроительства на новых землях, что особенно оказалось важным в связи с подготовкой переноса столицы из труднодоступных аравийских земель в какие-то культурные центры нового государства. Но прежде возник вопрос о самом строительстве новых арабских мусульманских городов, даже об их планировках. Первоначальным планом города становится большой арабский кочевой лагерь – структура круглых очертаний с радиально расходящимися от центра проездами. Мусульманская археология не дает пока четкого представления о материализации этого принципа в постройке долговременных жилищ, хотя бы из саманного кирпича, но описание источников указывает на то, что один из первых военных лагерей на Евфрате, в Месопотамии – Куфа первоначально строился по такому принципу. Дальнейшее расширение строительных работ и увеличение допустимых площадей для расселения воинов (первоначально разрешалось иметь три небольших глинобитных комнатки на семью) ведет к совершенствованию как планировок, так и форм застройки, военные лагеря превращаются в регулярные городские поселения, где городские кварталы уже не соответствуют групповому расселению отдельных арабских племен и родов, как это было в первоначальных поселках. Большая работа проводилась при нем по организации управления армиями и наместничествами, для чего создаются специальные «министерства» – диваны, где утверждается система письменной документации, непривычная для первоначального кочевого общества. Трудно сказать, насколько с этим моментом соотносимо преобразование первоначального эпиграфического куфического арабского письма в скорописные шрифты для записи нарративных сообщений. Однако первые рукописные источники относятся именно к этому времени. В период его правления вносится определенное количество поправок в первоначальные нормы государственного устройства, которые изустно были сформулированы Мухаммедом. В ряде случаев он рискует, отменяя те или иные практические постановления пророка или адаптируя их к новым государственным условиям. Управление армиями, бойцы которых по преимуществу не находились на довольствии у централизованного государства, хотя и перепоручается наместникам, но находится под неослабным контролем самого халифа. Жестко контролируется и деятельность самих наместников, которых он мог перемещать или просто смещать. Необходимая в период становления жесткость системы управления создавала определенные трения между различными слоями арабского общества. Аналогичные трения становились систематическими и среди родственников Пророка. Его довольно неожиданная смерть, последовавшая в результате нанесенного ему мастером-ремесленником, христианином, тяжелого ранения, сама по себе, что весьма символично, оказала воздействие на дальнейшие политические события внутри Халифата. Так, своим предсмертным распоряжением он создал совет выборщиков (шурб) из шести родственников пророка и поручил ему выбор своего преемника, исключив из числа возможных претендентов своего сына Абдаллаха. Именно этим советом был избран следующий халиф, Осман.
Досье личности
УМАР ибн аль-Хаттаб
Другое имя: Омар I
Имя латиницей: Umar ibn al-Khattab
Пол: мужской
Дата рождения: 00.00.585
Место рождения: Мекка, Саудовская Аравия
Дата смерти: 03.11.644 Возраст (59)
Место смерти: Медина, Саудовская Аравия
Знак зодиака: Неизвестно
По восточному: Змея
География: БЛИЖНИЙ ВОСТОК, ИРАК, ИРАН.
Ключевые слова: власть, калиф, политика, правитель.
Anno: 0634
УМАР ибн аль-Хаттаб
- АФОРИЗМЫ, ИСТОРИИ, АНЕКДОТЫ
- Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия, 2006
- ru.wikipedia.org
- АБД аль-МАЛИК ибн Марван
- АБД ар-РАХМАН III
- АБД ар-РАХМАН IV
- АБД ар-РАХМАН V
- АБУ БАКР
- аль-ВАЛИД II ибн ЯЗИД
- аль-ВАЛИД ибн АБД аль-МАЛИК
- аль-МАНСУР
- Аль-МУКТАДИР
- Аль-МУТАМИД
- аль-ХАКАМ II
- ИБРАХИМ ибн аль-ВАЛИД
- МАРВАН II ибн МУХАММАД
- МАРВАН ибн аль-ХАКАМ
- МУАВИЯ I
- МУАВИЯ II ибн ЯЗИД
- МУХАММАД II аль-МАХДИ
- МУХАММАД III (халиф Кордовы)
- СУЛЕЙМАН аль-МУСТАИН
- СУЛЕЙМАН ибн АБДУЛ-МАЛИК
- УМАР ибн АБД аль-АЗИЗ
- УМАР ибн аль-Хаттаб
- ХИШАМ II
- ХИШАМ III
- ХИШАМ ибн АБДУЛ-МАЛИК
- ЯЗИД I
- ЯЗИД II ибн АБДУЛ-МАЛИК
- ЯЗИД III ибн аль-ВАЛИД