Досье личности

Ценность: 2,429 (14)

Симпатия: 2,357 (14)

дата обновления - 2016-02-18

просмотров - 4

УМАР ибн аль-Хаттаб

Другое имя: Омар I

Имя латиницей: Umar ibn al-Khattab

Пол: мужской

Дата рождения: 00.00.585

Место рождения: Мекка, Саудовская Аравия

Дата смерти: 03.11.644 Возраст (59)

Место смерти: Медина, Саудовская Аравия

Знак зодиака: Неизвестно

По восточному: Змея

География: БЛИЖНИЙ ВОСТОК, ИРАК, ИРАН.

Ключевые слова: власть, калиф, политика, правитель.

Anno: 0634

УМАР ибн аль-Хаттаб

сподвижник Мухаммада и второй из «праведных» халифов Арабского халифата (634-644). При нем центр Халифата по-прежнему находился в Медине. Сам халиф почти не был знаком с вновь приобретенными государством землями. Лишь в 637 г. он выезжал ненадолго в Сирию и Палестину. Однако большие организаторские и, очевидно, административные способности позволили ему утвердить многие из новых принципов государственной власти и организации повседневной жизни нового огромного территориального образования многонационального государства, в какое преобразуется Арабский халифат. При нем шли активные завоевательные действия в Ираке, Иране, Азербайджане, Сирии, Палестине и Египте. Границы Халифата стремительно расширялись, приближаясь к окончательным. В то же время наместниками различных регионов, назначенными халифом на местах, организуются новые, административные формы управления. Основным регулятором внутренней политики являлся сбор постоянной поземельной подати – хараджа – и специальных налогов, выплачиваемых жителями-иноверцами. При нем размеры этих налогов, прежде всего в их денежном выражении, были достаточно жестко отрегулированы. Особенно важным моментом на вновь обретенных землях была организация системы землевладений. Необходимо было закрепить за владельцами и собственниками наследственное право землепользования. Возникали вопросы градостроительства на новых землях, что особенно оказалось важным в связи с подготовкой переноса столицы из труднодоступных аравийских земель в какие-то культурные центры нового государства. Но прежде возник вопрос о самом строительстве новых арабских мусульманских городов, даже об их планировках. Первоначальным планом города становится большой арабский кочевой лагерь – структура круглых очертаний с радиально расходящимися от центра проездами. Мусульманская археология не дает пока четкого представления о материализации этого принципа в постройке долговременных жилищ, хотя бы из саманного кирпича, но описание источников указывает на то, что один из первых военных лагерей на Евфрате, в Месопотамии – Куфа первоначально строился по такому принципу. Дальнейшее расширение строительных работ и увеличение допустимых площадей для расселения воинов (первоначально разрешалось иметь три небольших глинобитных комнатки на семью) ведет к совершенствованию как планировок, так и форм застройки, военные лагеря превращаются в регулярные городские поселения, где городские кварталы уже не соответствуют групповому расселению отдельных арабских племен и родов, как это было в первоначальных поселках. Большая работа проводилась при нем по организации управления армиями и наместничествами, для чего создаются специальные «министерства» – диваны, где утверждается система письменной документации, непривычная для первоначального кочевого общества. Трудно сказать, насколько с этим моментом соотносимо преобразование первоначального эпиграфического куфического арабского письма в скорописные шрифты для записи нарративных сообщений. Однако первые рукописные источники относятся именно к этому времени. В период его правления вносится определенное количество поправок в первоначальные нормы государственного устройства, которые изустно были сформулированы Мухаммедом. В ряде случаев он рискует, отменяя те или иные практические постановления пророка или адаптируя их к новым государственным условиям. Управление армиями, бойцы которых по преимуществу не находились на довольствии у централизованного государства, хотя и перепоручается наместникам, но находится под неослабным контролем самого халифа. Жестко контролируется и деятельность самих наместников, которых он мог перемещать или просто смещать. Необходимая в период становления жесткость системы управления создавала определенные трения между различными слоями арабского общества. Аналогичные трения становились систематическими и среди родственников Пророка. Его довольно неожиданная смерть, последовавшая в результате нанесенного ему мастером-ремесленником, христианином, тяжелого ранения, сама по себе, что весьма символично, оказала воздействие на дальнейшие политические события внутри Халифата. Так, своим предсмертным распоряжением он создал совет выборщиков (шурб) из шести родственников пророка и поручил ему выбор своего преемника, исключив из числа возможных претендентов своего сына Абдаллаха. Именно этим советом был избран следующий халиф, Осман.

Афоризмы (1)
Медиа (0)
Источники (3)
Обсуждение
comments powered by HyperComments
Наверх