сподвижник Мухаммада и второй из «праведных» халифов Арабского халифата (634-644). При нем центр Халифата по-прежнему находился в Медине. Сам халиф почти не был знаком с вновь приобретенными государством землями. Лишь в 637 г. он выезжал ненадолго в Сирию и Палестину. Однако большие организаторские и, очевидно, административные способности позволили ему утвердить многие из новых принципов государственной власти и организации повседневной жизни нового огромного территориального образования многонационального государства, в какое преобразуется Арабский халифат. При нем шли активные завоевательные действия в Ираке, Иране, Азербайджане, Сирии, Палестине и Египте. Границы Халифата стремительно расширялись, приближаясь к окончательным. В то же время наместниками различных регионов, назначенными халифом на местах, организуются новые, административные формы управления. Основным регулятором внутренней политики являлся сбор постоянной поземельной подати – хараджа – и специальных налогов, выплачиваемых жителями-иноверцами. При нем размеры этих налогов, прежде всего в их денежном выражении, были достаточно жестко отрегулированы. Особенно важным моментом на вновь обретенных землях была организация системы землевладений. Необходимо было закрепить за владельцами и собственниками наследственное право землепользования. Возникали вопросы градостроительства на новых землях, что особенно оказалось важным в связи с подготовкой переноса столицы из труднодоступных аравийских земель в какие-то культурные центры нового государства. Но прежде возник вопрос о самом строительстве новых арабских мусульманских городов, даже об их планировках. Первоначальным планом города становится большой арабский кочевой лагерь – структура круглых очертаний с радиально расходящимися от центра проездами. Мусульманская археология не дает пока четкого представления о материализации этого принципа в постройке долговременных жилищ, хотя бы из саманного кирпича, но описание источников указывает на то, что один из первых военных лагерей на Евфрате, в Месопотамии – Куфа первоначально строился по такому принципу. Дальнейшее расширение строительных работ и увеличение допустимых площадей для расселения воинов (первоначально разрешалось иметь три небольших глинобитных комнатки на семью) ведет к совершенствованию как планировок, так и форм застройки, военные лагеря превращаются в регулярные городские поселения, где городские кварталы уже не соответствуют групповому расселению отдельных арабских племен и родов, как это было в первоначальных поселках. Большая работа проводилась при нем по организации управления армиями и наместничествами, для чего создаются специальные «министерства» – диваны, где утверждается система письменной документации, непривычная для первоначального кочевого общества. Трудно сказать, насколько с этим моментом соотносимо преобразование первоначального эпиграфического куфического арабского письма в скорописные шрифты для записи нарративных сообщений. Однако первые рукописные источники относятся именно к этому времени. В период его правления вносится определенное количество поправок в первоначальные нормы государственного устройства, которые изустно были сформулированы Мухаммедом. В ряде случаев он рискует, отменяя те или иные практические постановления пророка или адаптируя их к новым государственным условиям. Управление армиями, бойцы которых по преимуществу не находились на довольствии у централизованного государства, хотя и перепоручается наместникам, но находится под неослабным контролем самого халифа. Жестко контролируется и деятельность самих наместников, которых он мог перемещать или просто смещать. Необходимая в период становления жесткость системы управления создавала определенные трения между различными слоями арабского общества. Аналогичные трения становились систематическими и среди родственников Пророка. Его довольно неожиданная смерть, последовавшая в результате нанесенного ему мастером-ремесленником, христианином, тяжелого ранения, сама по себе, что весьма символично, оказала воздействие на дальнейшие политические события внутри Халифата. Так, своим предсмертным распоряжением он создал совет выборщиков (шурб) из шести родственников пророка и поручил ему выбор своего преемника, исключив из числа возможных претендентов своего сына Абдаллаха. Именно этим советом был избран следующий халиф, Осман.
Досье личности
УМАР ибн аль-Хаттаб
Другое имя: Омар I
Имя латиницей: Umar ibn al-Khattab
Пол: мужской
Дата рождения: 00.00.585
Место рождения: Мекка, Саудовская Аравия
Дата смерти: 03.11.644 Возраст (59)
Место смерти: Медина, Саудовская Аравия
Знак зодиака: Неизвестно
По восточному: Змея
География: БЛИЖНИЙ ВОСТОК, ИРАК, ИРАН.
Ключевые слова: власть, калиф, политика, правитель.
Anno: 0634
УМАР ибн аль-Хаттаб
- АФОРИЗМЫ, ИСТОРИИ, АНЕКДОТЫ
- Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия, 2006
- ru.wikipedia.org
- ВОЛОГЕС V
- ГАВЕДДАЙ Персидский
- ГАЗАЛИ Мухаммед
- ГАЗАН-ХАН
- ГАСЫМ бек Закир
- ГАУМАТА
- ГОРОДЕЦКИЙ Владислав
- ГОТАРЗ II
- ГУРГАНИ Фахр ад-дин Асад
- ДАРИЙ I Великий
- ДАТАМ
- ДАШТИ Али
- ДЕХАТИ Мохаммед Масуд
- ДЕХХОДА
- ДЖАВАН Али
- ДЖАЛАЛ АЛЕ-АХМАД
- ДЖАМАЛЗАДЕ Сеид Мохаммед Али
- ДЖАМИ Абдуррахман Нураддин ибн Ахмад
- ДЖЕЛАЛ-АД-ДИН
- ЖАЛЕ
- ЗАРАТУШТРА
- ЗЕНД Керим-хан
- ИБН БАТТУТА Абу Абдаллах Мухаммед
- ИБН СИНА
- ИСМАИЛ I (Иран)
- ИСМАИЛ САМАНИ
- ИСТАХРИ аль-Истахри Абу Исхак аль-Фариси
- ЙЕЗДЕГЕРД III
- КААНИ
- КАВАД I
- КАВАМ эс-Салтане Ахмед
- КАЗВИНИ Мирза Мохаммед Абдоль-ваххаб
- КАЗВИНИ Хамдаллах Мустауфи
- КАЗЕМИ Мортеза Мошфег
- КАМАЛЬ оль Мольк
- КАРАДЖИ Абу Бакр Мухаммед ибн ал-Хасан
- КАСИМ АЛИ
- КЕСРАВИ Тебризи Ахмед
- КЕСРАИ Сиявуш
- КИАКСАР
- КИАРОСТАМИ Аббас
- КТЕСИЙ Книдский
- КУХИ Абу Сахл Вайджан ибн Рустам
- КУЧЕК-ХАН Мирза
- КШИШТОНЬ Ежи
- ЛАЗАРЕВ Лазарь Назарович
- ЛОТФИ Заде
- МАЛЬКОМ-ХАН Мирза
- МАМА Селевкийская
- МАНИ
- МАРАГЕИ Зейн Оль-Абедин
- МАХДАВИ КАНИ Мохаммад-Реза
- МАХМАЛЬБАФ Мохсен
- МИР САЕКИ Джемаль
- МИР СЕИД АЛИ
- МИРЗА АЛИ
- МИРЗАХАНИ Мариам
- МИРХОНД Мохаммед ибн Хавандшах
- МИТРИДАТ II
- МИТРИДАТ IV
- МОНТАЗЕРИ Хосейн-али
- МОСАДДЫК Мохаммед
- МОХАММЕД РЕЗА ПЕХЛЕВИ
- МУИН Мохаммед