Досье личности

Ценность: 2 (14)

Симпатия: 2 (14)

дата обновления - 2020-05-20

просмотров - 4

ТРЕЗИНИ Доменико Андреа

Имя латиницей: Trezzini Domenico Andrea

Пол: мужской

Дата рождения: приблизительно 00.00.1670

Место рождения: Астано, около Лугано, Швейцария

Дата смерти: 02.03.1734 Возраст (64)

Место смерти: Петербург, Россия

Знак зодиака: Неизвестно

По восточному: Собака

География: РОССИЙСКАЯ ИМПЕРИЯ, РОССИЯ, ШВЕЙЦАРИЯ.

Ключевые слова: архитектор, искусство, строительство.

Anno: 1722

Доменико Андреа ТРЕЗИНИ

русский архитектор и инженер. По происхождению швейцарец. Образование получил в одной из строительных ремесленных школ, готовящих квалифицированных архитекторов-строителей. В 1699-1703 гг. работал при дворе датского короля Фридриха IV, зарекомендовав себя удачными фортификационными постройками. С 1703 г. работал в России. Первый архитектор Петербурга: по его проекту заложена Александро-Невская лавра; выполнена часть регулярной планировки Васильевского острова, начата перестройка Петропавловской крепости в камне, выстроены Летний дворец Петра I (1710-1714), Петровские ворота, Петропавловский собор (1712-1733), здание двенадцати коллегий (ныне университет, 1722-1734). Участвовал в создании Канцелярии от строений (1723), ведавшей всеми строительными работами. Как член Канцелярии составил образцовые проекты жилых домов. Имел много учеников, среди которых известный архитектор М. Земцов. Из градостроительных работ значительным можно считать только проект планировки Васильевского острова. Похоронен на кладбище при церкви Сампсония (ныне Сампсониевский собор), могила не сохранилась.

Медиа (0)
Связи (2)
Источники (4)
  • Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия, 2006
  • Большая советская энциклопедия. 3-е издание
  • ru.wikipedia.org
  • www.culture.ru
Факты (1 )

21.02.2011 Мартыненко Ольга

Другое имя: Трезини (Trezzini), Доменико Андреа (ок. 1670 — 1734), — инженер-строитель и архитектор. Во время правления Петра I им были построены в Санкт-Петербурге многие здания, определившие облик города. Доменико Андреа Трезини — по другим сведениям, Доменико Джованни, в России его звали Андреем Якимовичем — был итальянцем, родом из Швейцарии. Он родился и вырос в селении Астано, близ Лугано в Тессинском кантоне, заселенном в основном итальянцами. О деятельности: Учился Трезини в Италии. С 1699 года он работал в Дании, откуда в 1703 году русский посол А. П. Измайлов пригласил его на русскую службу как фортификатора. Это определило судьбу архитектора: до конца своих дней он будет жить и работать в Санкт-Петербурге. Будучи ближайшим помощником Петра I, Трезини фактически возглавлял все строительство в Санкт-Петербурге. По его проектам заложены Кронштадт и Александро-Невская лавра, в 1706 году начата перестройка Петропавловской крепости в камне, выполнена часть регулярной планировки Васильевского острова, выстроены Летний дворец Петра I в Летнем саду, Петровские ворота и Петропавловский собор Петропавловской крепости, здание Двенадцати коллегий, Галерная гавань и большое количество других, ныне не сохранившихся зданий (Гостиный двор, 2-й Зимний дворец и пр.). * * * В 1716 году Петр I принял решение превратить Васильевский остров в центральный район столицы и сосредоточить на нем основные государственные учреждения. Проект планировки острова, выполненный Леблоном, не получил утверждения, и разбивка жилых кварталов была осуществлена архитектором Д. Трезини по собственному проекту. Новое здание правительственных учреждений было заказано Доменико Трезини, одному из самых удачливых и плодовитых архитекторов, работавших в петровском Петербурге. При общей известности этого архитектора о самом Трезини мы знаем совсем немного: по происхождению итальянец, он был выписан из Копенгагена, столицы союзной России Дании. Это значит, что он уже работал у датского короля и знал стиль северного барокко, сдержанную, плоскостную и в основе своей протестантскую версию барокко католического. Этот стиль, знакомый Петру по его поездке в Голландию, был как-то молчаливо и уверенно выбран в качестве ведущего в сооружении Петербурга, а потому южные по происхождению курватуры Киавери (Кунсткамера) или Швертфегера (проект Александро-Невской лавры) выглядели отдельными яркими мазками на общем сдержанном фоне столичной архитектуры. В этом стиле петровского Петербурга Доменико Трезини был главной фигурой: он проектировал и строил Петропавловский собор, ворота Петропавловской крепости, Летний дворец и десятки других построек. Все свои здания он обрабатывал плоскими пилястрами с в меру изящными капителями, тянутыми карнизами, рамочными наличниками с «ушами», а также накрывал эти здания кровлями с переломом. Это был какой-то не совсем типичный зодчий, который не выпячивал своих дарований, не стремился создать свою лучшую постройку, но спокойно работал на самых разных стройплощадках, выполнял любые поручения, дополнял и воплощал любые проекты, а главное — слушал царя и делал так, что царь понимал и принимал каждую следующую постройку. Царь приглашал временами то блестящего Микетти, то лощеного Леблона, но их куда-то сносили ветры перемен, а Трезини оставался и был все так же близок к царю и так же нетребователен. В деятельности Трезини есть один эпизод, который, вероятно, является ключом к пониманию здания Двенадцати коллегий. Этот эпизод — создание трех хрестоматийно известных типовых домов для Петербурга: это «дом для подлых», «дом для зажиточных» и «дом для именитых». Это очень простые постройки в духе северного барокко (только в «доме для именитых» есть следы какой-то французистости, сообщенной, видимо, Леблоном), которые предназначались для регулярной застройки Петербурга: участки и строительство частное, а общий стиль государственный, созданный государственным архитектором и апробированный самим царем. Эти здания, безразлично — будет это административное сооружение для министерств или группа жилых домов в месте расположения Преображенского полка, должны быть «в стиле», должны поддерживать определенный престиж владельца, города, государства, а также должны быть достаточно гибкими — для того чтобы их можно было применить к разным условиям. Всем этим требованиям отвечают и типовые дома Трезини и его же Двенадцать коллегий. http://artclassic.edu.ru/catalog.asp?cat_ob_no=17875&ob_no=17874
Обсуждение
comments powered by HyperComments
Наверх