российский ученый-религиовед. Синолог, буддолог, историк философии и культуры Китая. Доктор философских наук (1994). В 1978 г. окончил кафедру китайской филологии восточного факультета СПбГУ. В 1970-х гг. посещал семинары созданного А. Терентьевым студенческого общества по изучению восточной философии. С 1978 г. – аспирант Государственного музея истории религии и атеизма (с 1990 г. – Государственный музей истории религии), в 1981-1984 гг. – научный сотрудник там же. В 1984-1994 гг. работал сначала доцентом, а позже профессором кафедры философии религии и религиоведения философского факультета Ленинградского отделения Института востоковедения АН СССР (ныне Санкт-Петербургский филиал Института востоковедения РАН). В 1998 г. на том же факультете создал и возглавил (1999-2003) кафедру философии и культурологии Востока.
Был известен своими исследованиями даосизма и переводами классических даосских трактатов. В своей диссертации составил подробный и объемный обзор даосизма, его течений, истории, школ и воззрений, опираясь на изучение китайских источников и достижения зарубежной синологии. Перевел и детально прокомментировал два авторитетных средневековых даосских сочинения – трактат Гэ Хуна «Баопу-цзы», трактат Чжан Бодуаня «У чжэнь пянь» и др. Также подготовил научный перевод «Даодэцзина», который тщательно выверил по многочисленным источникам. Подготовил несколько переводов классических и современных чаньских сочинений, посетил чаньский монастырь на Тайване. Перевел сочинения чаньских патриархов Хунжэня и Цзунми и др. Совместно с К. Солониным перевел часть «Чаньских бесед» («Чань хуа») современного учителя Син-юня, который является сорок восьмым патриархом традиции «Линьцзи чань», а также считается первым патриархом созданной им новой школы китайского буддизма «Фогуан пай» («Школа "Света Будды"»). В 1992 г. на основе этого течения была создана Международная ассоциация «Свет Будды», а в 1993 г. Е. Торчинов Е. А. вместе с К. Солониным создал Санкт-Петербургское отделение Ассоциации, в котором являлся президентом до конца 1998 г. В 1975 г. стал считать себя буддистом, принял Прибежище в 1991 г. Являлся официальным представителем в России и членом совета директоров и консультантом «B.L.I.A».
Среди трудов: монография «Даосизм. Опыт историко-религиоведческого описания» (1993), «Введение в буддологию» (2000), «Религии Мира. Опыт запредельного. Психотехника и трансперсональные состояния» (2007), «Пути философии Востока и Запада: познание запредельного» (2005), «Таинственная самка» (2013), «Философия китайского буддизма» (в соавторстве, 2016) и др. В книге «Религии Мира. Опыт запредельного» попытался найти общий подход к религиям с точки зрения трансперсональных состояний и психотехники. В этой книге он подробно анализировал шаманизм, религии древности, секты и современные мировые религии, показал этапы развития религий. Лауреат премии Санкт-Петербургского философского общества «Вторая навигация» (2002).