древнеримский историк. Происходил из состоятельной семьи из Патавии (современная Падуя). В ранней молодости приехал в Рим, где получил хорошее образование. Посвятил себя изучению философии, истории и риторики. Близкие отношения связывали его с Августом. Он сам не принимал деятельного участия в политической жизни. Был автором несохранившихся диалогов историко-философского содержания и тоже несохранившегося риторического произведения, которому придал форму письма к сыну. Вероятно, он излагал в нем свое писательское кредо: в качестве образцов совершенного стиля он называл из греческих авторов Демосфена, а из римских – Цицерона. После 27 г. до н. э. начал работать над историей Рима: «История Рима от основания города» в 142 книгах. Это произведение охватывает историю Рима с легендарных времен до современной автору эпохи, до смерти Друза, пасынка Августа, то есть до 9 г. н. э. Можно предположить, что Ливий не окончил своей работы, поскольку смерть Друза не является рубежом в истории Рима. Сохранилось полностью 35 книг: кн. I-X, или первая декада, которая описывает историю Рима с самого начала до 293 г. до н. э., то есть до III Самнитской войны, кн. XXI-XLV, третья, четвертая и половина пятой декады, охватывающие римскую историю от 218 до 167 гг. до н. э., то есть от начала II Пунической войны до конца III Македонской войны. Сохранились также фрагменты кн. XCI, описывающие войну с Серторием, и фрагменты кн. CXX с описанием смерти Цицерона. Ливий трудился над своим произведением на протяжении сорока лет, поэтому трудно установить даты написания отдельных его частей. Однако есть определенные основания предполагать, что первые книги были созданы между 27 и 25 гг. до н. э., что кн. IX была написана до 20 г. до н. э., а последние книги – только после смерти Августа, то есть после 14 г. н. э. На этом автор, возможно, хотел завершить свою историю, но умер, не доведя дело до конца. Существующее разделение «Истории» на вышеперечисленные декады (как и на пентады) относится предположительно к IV в. н. э. Столь объемное произведение подвергало испытанию терпение читателя, поэтому быстро начали создаваться его краткие пересказы. Значительнейшими из сохранившихся пересказов являются т. н. «Периохи» (возможно, IV в. н. э.), в которых последовательно излагались все книги (утрачены периохи к кн. CXXXVI и CXXXVII). В своем произведении Ливий опирался на более ранних писателей, особенно младших анналистов: Луция Элия Туберона, Гая Лициния Макра и Валерия из Анция (в основном в первой декаде), а также на Фабия Пиктора, Кальпурния Пизона, Клавдия Квадригария и Полибия. Достоверность фактов, изложенных им, варьируется в зависимости от источников, по отношению к которым он не всегда был достаточно критичен. Верный традиции всей античной историографии, он воспринимал свой труд прежде всего как литературное произведение с явственно выраженными патриотическими тенденциями. Главной его целью было описание величия древнего Рима, чтобы ярче показать его упадок. Он пытался найти в минувших веках образцы для подражания, а также людей и ситуации, благодаря которым Рим обрел свою мощь; упускал из виду далеко идущие последствия римской империалистической политики, гражданских войн, крупных общественных переворотов. Зато он верил в нравственные ценности и именно в них видел залог возрождения Рима. Со своим произведением он, таким образом, примкнул к общим стремлениям, вдохновлявшим эпоху Августа. Ибо Август желал оздоровить римское общество, деморализованное долгими гражданскими войнами предшествующих эпох, и для достижения этой цели годились самые разнообразные средства, среди прочего и литература. Все это должно было привести Ливия к идеализации римского прошлого. Главным героем его произведения стал populus Romanus (римский народ). Общественно-политическую борьбу между патрициями и плебеями он описал с точки зрения аристократа. Воспринимал римскую историю изолированно от истории других народов, особенно италийских племен, что является несомненным недостатком этого сочинения. Исповедуя взгляды стоиков, верил в продигии, то есть чудесные явления, и в фатум. В истории его прежде всего интересовали выдающиеся единицы. Он характеризовал своих героев через их действия, но чаще – через их речи. Эти речи Ливий отделывал чрезвычайно тщательно, и их прекрасная форма является исключительно его заслугой. В сохранившихся книгах мы находим около 400 речей. Талант рассказчика Ливия и его умение драматически представить события позволили ему создать полный жизни образ прошлого, хотя бы и не всегда согласующийся с историческими документами. Стиль Ливия является примером великолепной прозы, приближающейся к уровню Цицерона; присутствуют также черты поэтического стиля. Хронологически он представляет собой промежуточный этап между классическим стилем и т. н. латынью серебряного века Империи. Историк быстро добился славы. С уважением говорят о нем такие писатели, как Сенека Старший, Сенека Философ, Квинтилиан и Тацит. Произведение Ливия использовали Валерий Максим, Анней Флор, Лукан и Силий Италик.
Досье личности
ТИТ ЛИВИЙ
Имя латиницей: Titus Livius
Пол: мужской
Дата рождения: 00.00.59 до н.э.
Место рождения: Патавия, ныне Падуя, Италия
Дата смерти: 00.00.17 Возраст (76)
Место смерти: Патавия, ныне Падуя, Италия
Знак зодиака: Неизвестно
География: ДРЕВНИЙ РИМ, РИМСКАЯ ИМПЕРИЯ.
Ключевые слова: автор, знание, историк, наука.
Anno: -0010
ЛИВИЙ ТИТ
- В больном теле одна застарелая немощь порождает другую.
- Легче всего терпеть знакомое зло.
- Доверие обязывает к доверию.
- Как больной человек ничтожное заболевание переносит труднее, чем здоровый тяжелую болезнь, так и больное потрясенное государство не перенесет никакой беды, и не потому, что эта так тяжела, а потому, что нету сил поднять еще какое-то бремя.
- Чем меньше страха, тем меньше опасности.
- На первом месте стоит человек, который сам может подать дельный совет; на втором – тот, кто этого совета послушается; а тот, кто сам совета не даст и не подчинится другому, тот – последний дурак. (перефразированная цитата из Гесиода.)
- Как это обыкновенно бывает, большая часть восторжествовала над лучшей.
- (Об Александре Македонском:) Каким бы громадным ни казалось нам величие этого человека, оно остается величием всего лишь одного человека, которому чуть больше десяти лет сопутствовала удача.
- Оружие благочестиво в руках у тех, у кого уже ни на что не осталось надежды.
- Убегая от судьбы он, как это обычно бывает, мчится ей навстречу.
- Мир надежен там, где его условия приняты добровольно, а там, где хотите иметь рабов, нечего рассчитывать на верность.
- Войны существуют для молодых.
- Несчастье наставляло нас в благочестии.
- Из врагов не осталось никого, кто мог бы сообщить о поражении.
- Лучше поздно воспротивиться наглости и безрассудству, чем никогда.
- Люди пугают других, чтобы не бояться самим.
- Ненавидя жестокость, вы сами выказываете жестокость и, не обретя еще свободы, уже хотите господствовать над противником. (сенаторы Луций Валерий и Марк Гораций – восставшим плебеям.)
- ...Подвиг, стяжавший в потомках больше славы, чем веры.
- Страх перед богами – действеннейшее средство для непросвещенной и (...) грубой толпы.
- Ратная служба ожесточает сердца.
- Меж царями товарищество ненадежно.
- Без силы гнев тщетен.
- Мы ни пороков наших, ни лекарства от них переносить не в силах.
- (Римское) государство, начав с малого, так разрослось, что страдает уже от своей громадности.
- Стратег не участвует в голосовании по вопросу о предстоящей войне.
- Сципион (Старший) уже десятый год был постоянно у всех на глазах, а пресыщаясь великим человеком, люди уже не так чтят его.
- Часто, а на войне особенно, видимость имеет такую же силу, что и самое действие; кто поверил, что помощь будет, все равно что получил ее.
- С вооруженным врагом надобно быть безжалостным, но с побежденным важнее всего великодушие.
- Завершив рассказ о Пунической войне, я испытываю такое же облегчение, как если бы сам разделил ее труды и опасности.
- Долго пребывать в покое ни одно большое государство не может, и если нет внешнего врага, оно найдет внутреннего: так очень сильным людям бояться, кажется, некого, но собственная сила их тяготит.
- Римляне расширили свою державу не столько победами, сколько милостивым отношением к побежденным.
- Редко даруются людям сразу и счастье, и здравый смысл.
- Условия мира предписывает не тот, кто просит о нем, а тот, кто его дает.
- Лучше (...) вечный мир, чем мечты о победе.
- Счастью следует доверять всего меньше, когда оно всего больше.
- Прошлое легче порицать, чем исправить.
- Люди к благу менее чувствительны, чем к беде.
- Муж и вождь не упускает счастливого случая и подчиняет его своим замыслам.
- Неизвестное больше страшит.
- У нападающего всегда больше воодушевления, чем у обороняющегося.
- Всякое преступление безрасчетно.
- Всякая толпа (...) похожа на море: (...) его могут всколыхнуть и легкий ветерок, и ураган.
- Люди, оправдывая себя, бывают удивительно красноречивы.
- Добавленное напоследок всегда кажется самым важным.
- Страх все истолковывает в худшую сторону.
- Суеверие в мелочах видит волю богов.
- Пылкие и дерзостные замыслы хороши лишь на первый взгляд: осуществление их мучительно, а результаты печальны.
- В обстоятельствах трудных, когда надеяться почти не на что, отчаяннейшие решения всего правильнее.
- Долгий опыт – единственный поверщик законов.
- Лишь тот сможет зваться мужем, кого попутный ветер не увлечет, а встречный не сломит.
- Вообще людские выдумки бывают чаще хороши лишь на словах, а если попробовать их на деле, там, где надобно их применить, а не рассуждать об их применении, то они не оправдывают ожиданий.
- С берега кораблем не правят.
- Нет человека, настолько презирающего молву, чтобы не дрогнуть перед ней душой.
- Дерзко начав, и продолжать надобно (...) дерзко, ведь порою дерзость оборачивается в исходе благоразумием.
- Ни один отдельный гражданин не должен стоять так высоко, чтобы его нельзя было, согласно законам, призвать к ответу. Ничто так не отвечает равенству и свободе, как возможность привлекать к суду любого, и даже самое могущественное лицо. Что же (не говоря уж о высшей должности в государстве) можно было б без страха кому бы то ни было поручить, если бы не нужно было отчитываться в своих действиях? развернуть
- АММИАН Марцеллин (330 - 395)
- АРХИМЕД (287 до н.э. - 212 до н.э.)
- АТТ Навий (640 до н.э. - 570 до н.э.)
- БОГОМОЛЕЦ Франтишек (1720 - 1784)
- ВАЛЕРИЙ АНЦИАТ (80 до н.э. - 33 до н.э.)
- ВАЛЕРИЙ МАКСИМ (30 - 90)
- ВЕЛЛА Джузеппе (1749 - 1814)
- ВЕРОНА Гуарино да (1370 - 1460)
- ГАЙ Ганник (35 - 71)
- ГАЙ Лициний Макр (110 до н.э. - 66 до н.э.)
- ГАЙ Лициний Макр Кальв (82 до н.э. - 46 до н.э.)
- ГАЙ Марций Рутил (380 до н.э. - 335 до н.э.)
- ГАЙ Петелий Либон Визол (375 до н.э. - 295 до н.э.)
- ГАННИБАЛ (247 до н.э. - 183 до н.э.)
- ГИЕМПСАЛ I (140 до н.э. - 117 до н.э.)
- ДЕМОСФЕН (оратор) (384 до н.э. - 322 до н.э.)
- ДИОДОР Сицилийский (90 до н.э. - 21 до н.э.)
- ДРУЗ Нерон Клавдий (38 до н.э. - 9 до н.э.)
- КВАДРИГАРИЙ (135 до н.э. - 75 до н.э.)
- КВИНТ Авлий Церретан (350 до н.э. - 320 до н.э.)
- КВИНТ Помпей (консул 141 г. до н. э.) (174 до н.э. - 111 до н.э.)
- КВИНТ Серторий (122 до н.э. - 72 до н.э.)
- КВИНТ Фульвий Флакк (консул 237 г. до н. э.) (240 до н.э. - 200 до н.э.)
- КВИНТИЛИАН (35 - 96)
- КЛАВДИЙ (император) (10 до н.э. - 54)
- КРИСТИНА Августа I (1626 - 1689)
- КУНКТАТОР Квинт Фабий Максим (275 до н.э. - 203 до н.э.)
- ЛУКАН Марк Анней (39 - 65)
- ЛУКРЕЦИЯ (534 до н.э. - 509 до н.э.)
- ЛУЦИЙ Анней Флор (120 - 170)
- ЛУЦИЙ Кальпурний Пизон Фруги (консул) (178 до н.э. - 110 до н.э.)
- ЛУЦИЙ Постумий Альбин (консул 234 г. до н. э.) (270 до н.э. - 215 до н.э.)
- ЛУЦИЙ Постумий Мегелл (консул 305 г. до н. э.) (345 до н.э. - 290 до н.э.)
- ЛУЦИЙ Эмилий Павел (консул 219 г. до н. э.) (270 до н.э. - 216 до н.э.)
- МАРК Фурий Камилл (цензор 403 г. до н. э.) (447 до н.э. - 365 до н.э.)
- НАБИС (240 до н.э. - 192 до н.э.)
- ОКТАВИАН АВГУСТ (63 до н.э. - 14)
- ОРОЗИЙ (381 - 423)
- ПИРР I (319 до н.э. - 272 до н.э.)
- ПОЛИБИЙ (200 до н.э. - 120 до н.э.)
- ПРИСЦИАН (480 - 545)
- ПУБЛИЙ Деций Мус (консул 340 г. до н. э.) (400 до н.э. - 340 до н.э.)
- СЕНЕКА (4 - 65)
- СЕНЕКА Старший (55 до н.э. - 40)
- СИЗЕННА (118 до н.э. - 67 до н.э.)
- СИЛИЙ ИТАЛИК Тиберий Катий (36 - 101)
- СИФАКС (250 до н.э. - 202 до н.э.)
- ТАРКВИНИЙ Секст (530 до н.э. - 499 до н.э.)
- ТАЦИТ Публий Корнелий (56 - 117)
- ТИБЕРИЙ (император) (42 до н.э. - 37)
- ТИМЕЙ (356 до н.э. - 260 до н.э.)
- ТИТ Манлий Империоз Торкват (380 до н.э. - 320 до н.э.)
- ТИТ Манлий Торкват (консул 235 г. до н. э.) (260 до н.э. - 202 до н.э.)
- ФАБИЙ ПИКТОР (254 до н.э. - 200 до н.э.)
- ФРОНТОН (100 - 170)
- ЦИЦЕРОН Марк Туллий (106 до н.э. - 43 до н.э.)
- АФОРИЗМЫ, ИСТОРИИ, АНЕКДОТЫ
- Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия, 2006
- ru.wikipedia.org
- ancientrome.ru
- ИСТОРИЯ РИМА ОТ ОСНОВАНИЯ ГОРОДА
- www.e-reading.me