древнегреческий философ, представитель неоплатонизма, ученик Порфирия, затем Ямвлиха Халкидского. Его биография восстанавливается приблизительно. Даты рождения и смерти предположительны. Достоверно известно, что он родился в последней трети III в., когда Плотина уже не было в живых и когда процветал Порфирий. Ямвлих был старшим современником Теодора. Также неясно, из каких именно Асин он происходил; под названием Асины только на Пелопоннесе были известны три города – в Арголиде, в Спарте и в Мессении. Известны названия двух его несохранившихся работ: «Об именах» и «О том, что душа является всеми эйдосами». Сохранились только отрывки комментариев к диалогам Платона «Тимей» и «Федон» (предполагается, что он составлял комментарии к «Государству», «Филебу» и к «Категориям» Аристотеля). Будучи учеником Ямвлиха, развивал его идеи, однако по ряду положений критиковал и возвращался к определениям Порфирия. Синтезированные положения Порфирия и Ямвлиха о возникновении и строении трансцендентного мира включил в свою триаду и тем самым заложил основу финальной системы неоплатонизма, позднее разработанной и законченной Проклом. «Улучшенная» триадическая система Порфирия – Ямвлиха у Теодора пока еще не приобретает отточенной завершенности, которую позже мы находим у Прокла. Однако у Теодора все триадические деления получают ясность и однозначность, и сама система в диалектике трех ступеней ноуменальной области у Теодора является значительным шагом вперед. Он понимает это тройное деление как деление на три логических момента – 1) мыслимый, умопостигаемый ум, за которым следует 2) мыслящий ум и который завершается 3) демиургическим умом. У предшественников Теодора это тройное деление ума не оформлялось, в частности у Ямвлиха, который противополагал мыслимое и мыслящее. Теодор, напротив синтезировав оба эти ума, de facto получает третий, который явился собственно логическим положением такого демиургического ума-[перводвигателя], который мыслит себя уже мыслящим себя и таким образом является «вечным двигателем» для всего [бытийно]-низшего, что включает в себя иерархически. Окончательную ясность в этот вопрос позже внесет Прокл, который «de iure» объявит демиургический ум одновременно и мыслимым и мыслящим и, таким образом, сообщит триадической диалектике неоплатонизма (в частности Теодора) окончательный вид. Таким образом, через посредство Теодора Асинского получает формально-терминологическое закрепление та еще только описательная картина трех умов, которая есть уже у Плотина и Амелия.
Досье личности
ТЕОДОР Асинский
Имя латиницей: Theodorus of Asine
Пол: мужской
Дата рождения: реконструировано 00.00.275
Дата смерти: реконструировано 00.00.360 Возраст (85)
Знак зодиака: Неизвестно
По восточному: Коза
География: БАЛКАНЫ, ДРЕВНЯЯ ГРЕЦИЯ, СРЕДИЗЕМНОМОРЬЕ.
Ключевые слова: знание, наука, философ.
Anno: 0300
ТЕОДОР Асинский
- ГАРПАЛ
- ДИКЕАРХ из Мессины
- КЛЕОМЕН III
- КСАНТИППА
- ПИРР I
- ГИЕРОН
- ЕВФИМИД
- КАДМ из Милета
- ГЕГЕСИСТРАТ
- АПОЛЛОДОР Селевкийский
- ТЕОДОР Асинский
- МНЕСАРХ
- АПОЛЛОНИЙ Дискол
- ГЕМИН
- ХАРЕС (скульптор)
- ТАВРИСК
- ЭКСЕКИЙ
- ЭРАТОСФЕН Киренский
- ДИОН Сиракузский
- КИМОН (полководец)
- КРЕСИЛАЙ из Кидонии
- КТЕСИЙ Книдский
- КЛЕОМЕД
- КОНОН Самосский
- ЛЕВКИПП
- МЕТРОДОР из Лампсака (младший)
- ПАНАЙН
- ГИППАЛ
- НИКАНДР Колофонский
- ПЕОНИЙ
- МЕТРОДОР из Лампсака (старший)
- ДИОГНЕТ
- ГИСТИЕЙ
- СТЕФАНОС (скульптор)
- ТИМАРХ
- ФАВОРИН из Арелата
- ТИМОХАРИС
- ФИЛОПЕМЕН
- ЭПИГЕН Византийский
- ДРАКОНТ
- ЕВФРАНОР
- КРИТИЙ (тиран философ)
- КАРТЕРИЙ
- ЛИСИПП
- ЛЕОХАР
- МЕНЕХМ
- ОНАТ (скульптор)
- ПЕРИАНДР
- ПОЛИБИЙ
- ПРОДИК Кеосский
- ГИППАРХ Писистрат
- АРИСТИД Квинтилиан
- ЕВРИСФЕН
- СОСИКРАТ
- АДРАСТ Афродисийский
- ФИЛОКСЕН из Киферы
- АПОЛЛОНИЙ Афинский
- АПОЛЛОНИЙ Тралесский
- АПОЛЛОНИЙ Пергский
- АПОЛЛОНИЙ Родосский
- АНДОКИД (вазописец)
- АЛЕКСАНДР Афродисийский
- АЛЕКСАНДР из Антиохии на Меандре
- АПОЛЛОДОР Афинский