древнегреческий философ, представитель неоплатонизма, ученик Порфирия, затем Ямвлиха Халкидского. Его биография восстанавливается приблизительно. Даты рождения и смерти предположительны. Достоверно известно, что он родился в последней трети III в., когда Плотина уже не было в живых и когда процветал Порфирий. Ямвлих был старшим современником Теодора. Также неясно, из каких именно Асин он происходил; под названием Асины только на Пелопоннесе были известны три города – в Арголиде, в Спарте и в Мессении. Известны названия двух его несохранившихся работ: «Об именах» и «О том, что душа является всеми эйдосами». Сохранились только отрывки комментариев к диалогам Платона «Тимей» и «Федон» (предполагается, что он составлял комментарии к «Государству», «Филебу» и к «Категориям» Аристотеля). Будучи учеником Ямвлиха, развивал его идеи, однако по ряду положений критиковал и возвращался к определениям Порфирия. Синтезированные положения Порфирия и Ямвлиха о возникновении и строении трансцендентного мира включил в свою триаду и тем самым заложил основу финальной системы неоплатонизма, позднее разработанной и законченной Проклом. «Улучшенная» триадическая система Порфирия – Ямвлиха у Теодора пока еще не приобретает отточенной завершенности, которую позже мы находим у Прокла. Однако у Теодора все триадические деления получают ясность и однозначность, и сама система в диалектике трех ступеней ноуменальной области у Теодора является значительным шагом вперед. Он понимает это тройное деление как деление на три логических момента – 1) мыслимый, умопостигаемый ум, за которым следует 2) мыслящий ум и который завершается 3) демиургическим умом. У предшественников Теодора это тройное деление ума не оформлялось, в частности у Ямвлиха, который противополагал мыслимое и мыслящее. Теодор, напротив синтезировав оба эти ума, de facto получает третий, который явился собственно логическим положением такого демиургического ума-[перводвигателя], который мыслит себя уже мыслящим себя и таким образом является «вечным двигателем» для всего [бытийно]-низшего, что включает в себя иерархически. Окончательную ясность в этот вопрос позже внесет Прокл, который «de iure» объявит демиургический ум одновременно и мыслимым и мыслящим и, таким образом, сообщит триадической диалектике неоплатонизма (в частности Теодора) окончательный вид. Таким образом, через посредство Теодора Асинского получает формально-терминологическое закрепление та еще только описательная картина трех умов, которая есть уже у Плотина и Амелия.
Досье личности
ТЕОДОР Асинский
Имя латиницей: Theodorus of Asine
Пол: мужской
Дата рождения: реконструировано 00.00.275
Дата смерти: реконструировано 00.00.360 Возраст (85)
Знак зодиака: Неизвестно
По восточному: Коза
География: БАЛКАНЫ, ДРЕВНЯЯ ГРЕЦИЯ, СРЕДИЗЕМНОМОРЬЕ.
Ключевые слова: знание, наука, философ.
Anno: 0300
ТЕОДОР Асинский
- АРИСТОТЕЛЬ
- ПЛАТОН (философ)
- ЕВКЛИД
- ДЕМОКРИТ
- АРХИМЕД
- АЛЕКСАНДР Македонский
- ПИФАГОР Самосский
- ЕВРИПИД
- СОКРАТ
- ГЕРАКЛИТ Эфесский
- ПЛУТАРХ
- АРИСТОФАН (драматург)
- ДЕМОСФЕН (полководец)
- ДЕМОСФЕН (оратор)
- ДИОГЕН Синопский
- ГОМЕР
- ПРОТАГОР из Абдер
- ЗЕНОН из Китиона
- ГЕРОДОТ
- ГЕРОН Александрийский
- ФАЛЕС Милетский
- ЭМПЕДОКЛ из Агригента
- ЛИКУРГ Лакедемонский
- АНТИСФЕН из Афин
- ТЕОФРАСТ
- САПФО
- ЭПИКУР
- ЭЗОП
- ДИОФАНТ Александрийский
- ЗЕНОН из Элеи
- ФУКИДИД (историк)
- АНАКСАГОР из Клазомен
- ДИОГЕН Лаэртий
- ЭСХИЛ
- ПИФЕЙ из Массалии
- ГИППОКРАТ (врач)
- ПОСИДОНИЙ
- СОФОКЛ
- ПАНЕТИЙ Родосский
- КСЕНОФОНТ
- ФИДИЙ
- ПЕРИКЛ
- АЛКИВИАД
- ЭПИКТЕТ (философ)
- ПТОЛЕМЕЙ Клавдий
- АНАКСИМЕН
- АГАМЕМНОН
- ДЕМЕТРИЙ из Алопеки
- КЛИСФЕН
- БИАНТ Приенский
- ИОН Хиосский
- АВТОЛИК из Питаны
- ОЛЕН
- ЭРИННА
- АФИНЕЙ
- АНТЕНОР (скульптор)
- СОЛОН
- ЕВФРОНИЙ
- ЗОИЛ
- СИМОНИД Кеосский
- КРАТЕТ Фиванский
- КЛЕОН
- ГИППИЙ Писистрат
- АПЕЛЛЕС