Досье личности

Ценность: 1,5 (12)

Симпатия: 1,583 (12)

дата обновления - 2006-04-28

просмотров - 5

ТЕЙЯР ДЕ ШАРДЕН Пьер

Имя латиницей: Teilhard de Chardin Pierre

Пол: мужской

Дата рождения: 01.05.1881

Место рождения: Сарсена, около Клермон-Феррана, Франция

Дата смерти: 10.04.1955 Возраст (73)

Место смерти: Нью-Йорк, США

Знак зодиака: Телец

По восточному: Змея

География: ФРАНЦИЯ.

Ключевые слова: антрополог, знание, историк, религия, социолог, философ.

Anno: 1920

ДЕ ШАРДЕН Пьер ТЕЙЯР

французский палеонтолог, философ и теолог, член Парижской АН (1950). Учился в коллеже иезуитов с 1899 г. В 1920-1923 гг. - профессор Католического института в Париже. Несоответствие его взглядов официальной доктрине католицизма стало причиной отстранения от преподавательской деятельности и долговременного запрета публикаций его философских работ. В 1923-1946 гг. жил в Китае. Вёл геологические, палеонтологические и археологические исследования в Китае, Индии, Бирме, на Яве и др. Один из первооткрывателей синантропа. Опираясь на достижения современной науки, пытался создать цельное мировоззрение, т. н. научную феноменологию, в которой должна быть снята противоположность между наукой и религией. Его главный методологический принцип - идея эволюции, получившая у него телеологическое истолкование. Эволюцию Вселенной (космогенез) он изображает как ряд этапов усложнения единой субстанции - "Ткани Универсума", являющейся модификацией особой радиальной энергии, которая имеет психическую природу. Конечной целью и вместе с тем регулятором космогенеза является "пункт Омега" - духовный центр, воздействующий на ход вещей посредством радиальной энергии, выступающей как форма божественной благодати. Ключ к пониманию эволюции Вселенной он видит в "феномене человека". Преобразуя материю, человек включается в творчество эволюции. История человечества, по его теории - завершающий этап космогенеза, её предпосылкой является "персонализация", возникновение личности и мысли и образование ноосферы (идеальной, духовной оболочки Земли). Дальнейшее совершенствование эволюции, по его теории, возможно только на коллективной основе. Технический прогресс и развитие экономики - необходимые условия этого процесса, но решающую роль должен сыграть духовный фактор. Религия, обосновывающая мораль, должна, объединившись с наукой, обновить толкование своих принципов и стать религией действия. Таким образом, он разрабатывал христианский вариант эволюционистской этики. Его доктрина крайне противоречива, христианский эволюционизм во многих пунктах оказывается разновидностью пантеизма.
Медиа (0)
Связи (1)
Источники (2)
  • Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия, 2006
  • Большая советская энциклопедия. 3-е издание
Обсуждение
comments powered by HyperComments
Наверх