Имя латиницей: Teilhard de Chardin Pierre
Пол: мужской
Дата
рождения:
01.05.1881
Место рождения: Сарсена, около Клермон-Феррана, Франция
Дата
смерти:
10.04.1955
Возраст
(73)
Место смерти: Нью-Йорк, США
Знак зодиака: Телец
По восточному: Змея
География:
ФРАНЦИЯ.
Ключевые слова:
антрополог, знание, историк, религия, социолог, философ.
Anno: 1920
ДЕ ШАРДЕН Пьер ТЕЙЯР
французский палеонтолог, философ и теолог, член Парижской АН (1950). Учился в коллеже иезуитов с 1899 г. В 1920-1923 гг. - профессор Католического института в Париже. Несоответствие его взглядов официальной доктрине католицизма стало причиной отстранения от преподавательской деятельности и долговременного запрета публикаций его философских работ. В 1923-1946 гг. жил в Китае. Вёл геологические, палеонтологические и археологические исследования в Китае, Индии, Бирме, на Яве и др. Один из первооткрывателей синантропа. Опираясь на достижения современной науки, пытался создать цельное мировоззрение, т. н. научную феноменологию, в которой должна быть снята противоположность между наукой и религией. Его главный методологический принцип - идея эволюции, получившая у него телеологическое истолкование. Эволюцию Вселенной (космогенез) он изображает как ряд этапов усложнения единой субстанции - "Ткани Универсума", являющейся модификацией особой радиальной энергии, которая имеет психическую природу. Конечной целью и вместе с тем регулятором космогенеза является "пункт Омега" - духовный центр, воздействующий на ход вещей посредством радиальной энергии, выступающей как форма божественной благодати. Ключ к пониманию эволюции Вселенной он видит в "феномене человека". Преобразуя материю, человек включается в творчество эволюции. История человечества, по его теории - завершающий этап космогенеза, её предпосылкой является "персонализация", возникновение личности и мысли и образование ноосферы (идеальной, духовной оболочки Земли). Дальнейшее совершенствование эволюции, по его теории, возможно только на коллективной основе. Технический прогресс и развитие экономики - необходимые условия этого процесса, но решающую роль должен сыграть духовный фактор. Религия, обосновывающая мораль, должна, объединившись с наукой, обновить толкование своих принципов и стать религией действия. Таким образом, он разрабатывал христианский вариант эволюционистской этики. Его доктрина крайне противоречива, христианский эволюционизм во многих пунктах оказывается разновидностью пантеизма.
-
Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия, 2006
-
Большая советская энциклопедия. 3-е издание