таиландский государственный и политический деятель, король Сиама с 1768 по 1782 гг., освободитель Сиама от бирманского правления. Перенес столицу Сиама из разрушенной Аюттхаи в Тхонбури.
В возрасте семи лет начал обучение при буддийском монастыре. В возрасте четырнадцати лет поступил пажом к царю Сиама. Продвинулся до вице-правителя, а затем правителя провинции. Позже стал правителем провинции Кампаенгпхет и вернулся в Аюттхаю. В это время бирманцы осадили Аюттхаю, и он возглавил оборону города, а когда положение стало безнадежным, прорвал осаду и во главе небольшой армии вышел из города. Детали этой военной операции до сих пор не выяснены. После падения и разорения Аюттхаи в 1767 г. и гибели царя, Сиам оказался разделенным на несколько частей, из которых Таксин контролировал прибрежную часть. Постепенно ему удалось объединить страну и изгнать бирманцев. Последним эпизодом войны была битве при Чантхабури 15 июня 1767 г. Правитель почитается в Таиланде как национальный герой.
После разорения Аюттхаи решил не возвращаться туда, а перенести столицу в Тхонбури. 28 декабря 1768 г. он был коронован как король Сиама. Через два года он начал войну против династии Нгуен за контроль над Южной Камбоджей, которая закончилась победой в 1773 г. В последующие годы установил контроль Сиама над Чиангмаем и поставил Камбоджу в вассальную зависимость от Сиама. Он установил отношения с Китаем и способствовал переселению китайцев в Сиам. Внутри страны был известен как авторитарный и жестокий правитель. В 1781 г. он начал проявлять признаки религиозного фанатизма на грани помешательства. Он провозгласил себя новым Буддой и приказывал сечь тех, кто отказывался признавать его Буддой. В ситуации, когда над страной постоянно висела угроза бирманского нападения, его деятельность вызвала резкое недовольство среди правящей верхушки. В марте 1782 г. группа высших чиновников во главе с бывшим соратником Таксина, Буддхой Йодфой Чулалоке, будущим королем Рамой I, установила контроль над Тхонбури, объявила короля сумасшедшим и 6 апреля 1782 г. сместила его с трона. Правитель обратился с просьбой разрешить ему уйти в монахи, но, по практике, сложившейся еще в Аюттхайский период, чтобы исключить возможность восстания во главе с бывшим монархом, бывшего короля казнили вместе с небольшой группой верных сторонников. Так как кровь короля по традиции не могла упасть на землю, его посадили в бархатный мешок и забили до смерти палками.