Досье личности

Ценность: 2,308 (13)

Симпатия: 2,385 (13)

дата обновления - 2015-11-01

просмотров - 4

СТРАХОВ Николай Николаевич

Имя латиницей: Strakhov Nikolaj Nikolaevich

Пол: мужской

Дата рождения: 28.10.1828

Место рождения: Белгород, Курская губерния, Россия

Дата смерти: 05.02.1896 Возраст (67)

Место смерти: Петербург, Россия

Знак зодиака: Скорпион

По восточному: Крыса

География: РОССИЙСКАЯ ИМПЕРИЯ, РОССИЯ.

Ключевые слова: знание, критик, литература, наука, публицист, философ.

Anno: 1872

Николай Николаевич СТРАХОВ

русский публицист, литературный критик и философ. Родился в семье священника. В 1851 г. окончил Педагогический институт в Петербурге. Преподавал естественные науки в Одессе, затем в Петербурге. С 1861 г. сотрудничал с Ф. М. Достоевским, был ведущим сотрудником его журналов «Время» и «Эпоха». В своих статьях отстаивал идеалы «почвенничества». В 1867 г. редактировал «Отечественные записки» (где напечатал одну из своих лучших статей – о романе Достоевского «Преступление и наказание»). Одним из первых оценил огромное литературное значение романа Л. Н. Толстого «Война и мир». В 1870 г. он предсказывал, что «Война и мир» скоро станет «настольною книгою каждого образованного русского, классическим чтением наших детей». Творчество и личность Л. Н. Толстого оказали на него исключительное влияние. Член-корреспондент Петербургской АН (1889). Его основное философское сочинение – «Мир как целое» (1872). «Целостность» мира, по мысли Страхова, определяется приматом и творческой активностью духовного начала в отношении начала «вещественного». Эта активность порождает органические формы жизни, в которых дух «овладевает» материей. Центральную роль в органическом мире играет человек – «узел мироздания, его величайшая загадка, но и разгадка его». Свою мировоззренческую позицию он наиболее последовательно выразил в книге «Борьба с Западом в русской литературе» (1883). Основной объект его критики – европейский рационализм («просвещенство»), который он определяет как культ рассудка и преклонение перед естествознанием. Итогом подобного «идолопоклонства» становятся мировоззренческие догмы, далекие от какой бы то ни было подлинной научности. К такого рода идеологиям он относил прежде всего материализм и утилитаризм. В своей критике «рационалистического» Запада опирался на теорию культурно-исторических типов Н. Я. Данилевского, в которой он увидел подлинно научное и философское опровержение европоцентризма.

Медиа (2)

Николай Николаевич СТРАХОВ в фотографиях:

Связи (6)
Источники (2)
Обсуждение
comments powered by HyperComments
Наверх