Досье личности

Ценность: 1 (11)

Симпатия: 1,333 (12)

дата обновления - 2010-10-25

просмотров - 3

СЕРАПИОН ВЛАДИМИРСКИЙ

Имя латиницей: Serapion Vladimirskij

Пол: мужской

Дата рождения: реконструировано 00.00.1210

Дата смерти: 12.07.1275 Возраст (65)

По восточному: Лошадь

География: ДРЕВНЯЯ РУСЬ.

Ключевые слова: проповедник, религия.

Anno: 1249

ВЛАДИМИРСКИЙ СЕРАПИОН

древнерусский проповедник, писатель, епископ Владимирский (1274-1275). С 1249 по 1274 гг. архимандрит Киево-Печерского монастыря. Под 1274 г. в летописи сообщается о приезде Серапиона из Киева во Владимир вместе с митрополитом Кириллом. С 1274 г. по решению собора 1273 или 1274 гг. Серапион становится епископом Владимира, Суздаля и Нижнего Новгорода (по другим данным – Владимира и Ростова Великого). Достоверно Серапиону принадлежат пять слов-поучений, дошедших до нас в рукописях XIV-XV вв. (возможно включение в их число «Поучения к попам», входящего в состав Кормчих книг). Их сквозными темами являются падение нравов и христианского благочестия, борьба за духовное очищение народа в преддверии и в период монголо-татарского ига. В сочинениях Серапиона получает законченный вид т. н. древнерусская «теория казней»: стихийные бедствия и нашествие татар трактуются как божья кара за грехи междоусобиц, нравственное оскудение и уклонение общества к язычеству. Необходимость покаяния, веры в могущество Бога, сохранения моральной чистоты и стойкости являются необходимыми условиями для возрождения Руси. Первое слово (одно из названий: «Поучение о потрясении [землетрясении], да отступим от зла») написано Серапионом ок. 1230 г. после разрушительного землетрясения 3 мая 1230 г. (возможна другая датировка: после 1258 г., когда также произошло сильное землетрясение). Кроме данного стихийного бедствия, в слове упоминаются такие грозные предзнаменования наступающих бед, как солнечное и лунное затмения 1206 и 1207 гг. и кометы 1223 и 1230 гг. Остальные слова написаны в 1274-1275 гг. Они отразили настроения русского общества в годы монголо-татарского нашествия. Слова Серапиона отличает объективная манера повествования: так, автор выступает против необоснованных казней волхвов, которым приписывались засуха и порча урожая, а также против весьма распространенных в Новгороде обычаев испытывать обвиняемого водой и не хоронить самоубийц и утопленников. Изысканное риторическое мастерство, ритмическая организация речи и динамика произведений Серапиона гармонически соединяются с особой лиричностью, простотой и ясностью языка. Серапион похоронен в Успенском соборе Владимира. Его имя редко упоминается в церковной литературе, но в народе до XIX в. ему поклонялись как одному из заступников в тяжелых житейских обстоятельствах.
Медиа (0)
Источники (1)
  • Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия, 2006
Обсуждение
comments powered by HyperComments
Наверх