Досье личности

Ценность: 1,615 (13)

Симпатия: 1,385 (13)

дата обновления - 2017-11-14

просмотров - 3

ПРОКУДИН-ГОРСКИЙ Сергей Михайлович

Имя латиницей: Prokudin-Gorskij Sergey Mikhajlovich

Пол: мужской

Дата рождения: 30.08.1863

Место рождения: Фуникова Гора, Владимирская губерния, Российская империя

Дата смерти: 27.09.1944 Возраст (81)

Место смерти: Париж, Франция

Знак зодиака: Дева

По восточному: Свинья

География: ЕВРОПА, РОССИЙСКАЯ ИМПЕРИЯ, РОССИЯ, СРЕДИЗЕМНОМОРЬЕ, ФРАНЦИЯ.

Ключевые слова: дело, знание, издатель, изобретатель, инженер, искусство, кино, наука, педагог, техника, фотограф, химик.

Anno: 1903

Сергей Михайлович ПРОКУДИН-ГОРСКИЙ

русский фотограф, химик (ученик Менделеева), изобретатель, издатель, педагог и общественный деятель, член Императорского Русского географического, Императорского Русского технического и Русского фотографического обществ. Внес значительный вклад в развитие фотографии и кинематографии. Пионер цветной фотографии в России, создатель «Коллекции достопримечательностей Российской империи».

До 1886 г. учился в Александровском лицее, однако не закончил полного курса. С октября 1886 по ноябрь 1888 гг. слушал лекции по естественному разделу на физико-математическом факультете Санкт-Петербургского университета. С сентября 1888 по май 1890 гг. был слушателем Императорской Военно-медицинской академии, которую также по какой-то причине не окончил. Изучал также живопись в Императорской Академии художеств. В мае 1890 г. поступил на службу в Демидовский дом призрения трудящихся, в качестве его действительного члена. В том же 1890 г. женился на А. А. Лавровой, дочери русского металловеда и директора товарищества гатчинских колокольных. Сам же стал директором правления на предприятии своего тестя. В 1897 г. начал делать доклады о технических результатах своих фотографических исследований Пятому отделу Императорского русского технического общества (ИРТО) (он продолжил эти доклады до 1918). В 1898 г. стал членом Пятого фотографического отдела ИРТО. Уже в то время он являлся российским авторитетом в области фотографии, ему была поручена организация курсов практической фотографии при ИРТО. В 1898 г. опубликовал первые книги из серии работ по техническим аспектам фотографии: «О печатании с негативов» и «О фотографировании ручными фотоаппаратами». В 1900 г. Русское техническое общество показало его черно-белые фотографии на Всемирной Парижской выставке. 2 августа 1901 г. в Петербурге открылась «фотоцинкографическая и фототехническая мастерская» мастера, где в 1906-1909 гг. располагалась лаборатория и редакция журнала «Фотограф-любитель», в котором он опубликовал серию технических статей о принципах воспроизведения цвета.

В 1902 г. в течение полутора месяцев обучался в фотомеханической школе в Шарлоттенбурге (около Берлина) под руководством доктора Адольфа Мите. 13 декабря 1902 г. впервые объявил о создании цветных диапозитивов по методу трехцветной фотографии А. Мите, а в 1905 г. запатентовал свой сенсибилизатор, значительно превосходивший по качеству аналогичные разработки иностранных химиков, в т. ч. сенсибилизатор Мите. В 1903 г. опубликовал брошюру «Изохроматическое фотографирование ручными фотоаппаратами». Точная дата начала его цветных съемок в Российской империи до сих пор не установлена. Наиболее вероятным является, что первая серия цветных снимков была сделана в ходе поездки по Финляндии в сентябре-октябре 1903 г. В 1904 г. снимал цветные фотографии Дагестана (апрель), Черноморского побережья (июнь) и Лужского уезда Санкт-Петербургской губернии (декабрь). В апреле – сентябре 1905 г. совершил первую большую фотопоездку по Российской империи, в ходе которой снял около 400 цветных фотографий Кавказа, Крыма и Украины (включая 38 видов Киева). Все эти снимки он планировал издать в виде фотооткрыток по договору с Общиной Святой Евгении. Однако из-за политических потрясений в стране и вызванного ими финансового кризиса договор был расторгнут в том же 1905 г., и свет увидели лишь около 90 открытых писем. С апреля по сентябрь 1906 г. проводил много времени в Европе, участвуя в научных конгрессах и фотовыставках в Риме, Милане, Париже и Берлине. Он получил золотую медаль на Международной выставке в Антверпене и медаль за «Лучшую работу» в области цветной фотографии от фотоклуба в Ницце. В декабре 1906 г. первый раз отправился в Туркестан: для фотографирования солнечного затмения 14 января 1907 г. в горах Тянь-Шаня около станции Черняево над Салюктинскими копями. Хотя затмение не удалось запечатлеть из-за облачности, в январе 1907 г. сделал много цветных снимков Самарканда и Бухары. 21 сентября 1907 г. сделал сообщение о произведенных им исследованиях пластинок Люмьер для цветной фотографии. В мае 1908 г. ездил в Ясную Поляну, где сделал серию снимков (более 15), в т. ч. несколько цветных фотографических портретов Л. Н. Толстого. Кроме того, известны два сделанных им фотопортрета Ф. Шаляпина в сценических костюмах. По некоторым сведениям, фотографировал также членов царской семьи, но эти фотоснимки обнаружить пока не удалось. 30 мая 1908 г. в залах Академии художеств прошел показ цветных проекций фотографий.  Также выступал с лекциями о своих достижениях в области цветной фотографии, используя диапозитивы, в Императорском Русском техническом обществе, Петербургском фотографическом обществе и в других учреждениях города.

В это время мастер задумал грандиозный проект: запечатлеть в цветных фотографиях современную ему Россию, ее культуру, историю и модернизацию. В мае 1909 г. получил аудиенцию у императора Николая II, который поручил ему заснять всевозможные стороны жизни всех областей, составлявших тогда Российскую империю. Для этого фотографу был выделен специально оборудованный железнодорожный вагон. Для работы на водных путях правительство выделило небольшой пароход, способный идти по мелководью, с командой, а для реки Чусовой – моторную лодку. Для съемок Урала и Уральского хребта в Екатеринбург был прислан автомобиль «Форд». Ему были выданы царской канцелярией документы, дававшие доступ во все места империи, а чиновникам было предписано помогать мастеру в его путешествиях. Все съемки проводил на свои средства, которые постепенно истощились. В 1909-1916 гг. объездил значительную часть России, фотографируя старинные храмы, монастыри, заводы, виды городов и разнообразные бытовые сцены. В марте 1910 г. состоялось первое представление царю фотографий водного пути Мариинского канала и промышленного Урала, сделанных им. В 1910-1912 гг. в рамках запланированной фотографической экспедиции по Камско-Тобольскому водному пути совершил большое путешествие по Уралу. В январе 1911 г. он прочитал в Академии художеств в Петербурге лекцию «Достопримечательности по Мариинскому водному пути и Верхней Волге, и несколько слов о важности цветной фотографии». В 1911 г. дважды совершил фотоэкспедиции в Туркестан, снимал памятники в Ярославской и Владимирской губерниях. В 1911-1912 гг. к празднованию столетия победы в Отечественной войне 1812 г. фотографировал места, связанные с Наполеоновской кампанией в России. В 1912 г. фотографировал Камско-Тобольский водный путь и Оку. В том же году закончилась официальная поддержка проекта по фотообзору России. В 1913-1914 гг. участвовал в создании акционерного общества «Биохром», которое, в числе прочего, предлагало услуги по цветной фотографии и по печатанию черно-белых и цветных фотографий.

В последующие годы в Самарканде испытал изобретенный им киноаппарат для цветной киносъемки. Впрочем, качество снятого фильма оказалось неудовлетворительным. С началом Первой мировой войны создавал фотохронику боевых действий, но впоследствии был вынужден отказаться от дальнейших фотографических опытов и занялся цензурой прибывающих из-за границы кинематографических лент, анализом фотопрепаратов и обучением экипажей самолетов аэрофотосъемке. Летом 1916 г. совершил свою последнюю фотоэкспедицию – сфотографировал недавно построенный южный участок Мурманской железной дороги и Соловецкие острова. Официальная поддержка проекта по фотообзору России временно возобновилась. Вскоре после Октябрьской революции 1917 г. участвовал в создании Высшего института фотографии и фототехники (ВИФФ). В последний раз его коллекция фотографий демонстрировалась в России 19 марта 1918 г. в Зимнем дворце. В 1920-1922 гг. написал серию статей для «British Journal of Photography» и получил патент на «фотоаппарат для цветной кинематографии». Переехав в 1922 г. в Ниццу, работал вместе с братьями Люмьер. До середины 1930-х гг. фотограф занимался просветительской деятельностью во Франции и даже собирался сделать новую серию фотографий художественных памятников Франции и ее колоний. Эта идея частично была реализована его сыном М. Прокудиным-Горским.

Медиа (0)
Связи (7)
Источники (8)
Обсуждение
comments powered by HyperComments
Наверх