Досье личности

Ценность: 2,467 (15)

Симпатия: 2,4 (15)

дата обновления - 2016-06-14

просмотров - 7

ПЕТИПА Жан-Антуан

Имя латиницей: Jean-Antoine-Nicolas Petipa

Пол: мужской

Дата рождения: 16.02.1797

Место рождения: Париж, Франция

Дата смерти: 28.07.1855 Возраст (58)

Место смерти: Санкт-Петербург, Россия

Знак зодиака: Водолей

По восточному: Змея

География: РОССИЙСКАЯ ИМПЕРИЯ, РОССИЯ, ФРАНЦИЯ.

Ключевые слова: балет, искусство, педагог, режиссер, семья, театр.

Anno: 1812

Жан-Антуан ПЕТИПА

французский балетный танцор и хореограф; отец двух выдающихся французских балетных танцоров и балетмейстеров Люсьена Петипа и Мариуса Петипа. Родился в семье сапожника. Однако существует предание, что род Петипа пошел от танцовщицы Пети-Па, легендарной балерины Гранд-Опера. Сценический дебют Жана-Антуана Петипа состоялся в возрасте 8 лет, когда он в 1795 г. впервые выступил на сцене Опера де Пари в небольшой партии балета «Психея», поставленным Пьером Гарделем в этом театре еще пять лет назад. Через некоторое время балетный танцор Жан-Антуан Петипа начал работу в труппе Ф. Тальони, дававшей спектакли по разным сценам Европы. Так продолжалось до 1807 г., пока императорским указом не закрылись несколько театров, в результате чего труппа осела в германском городе Кассель, где провела два года: с 1810 до 1812 гг. Здесь Ж. Петипа выступал в балетах: «Наказанная ветреность», «Аннетта и Любим» (по либретто Шарля-Симона), «Тикоба и Зилоа, или Мексиканцы», «Мельники» (балетмейстер Блаш), «Забавы Париса». Но в творческую жизнь балетной труппы вмешалась политика: Франция вторглась в Пруссию, затем последовала Большая кампания по вторжению в Россию. Балетным танцором пришлось искать новое пристанище: они перебрались в Вену, затем в Неаполь. Но уже в скором времени Жан-Антуан Петипа получает приглашение в Лион на сезон 1813-1814 гг. И очень скоро последовало следующее приглашение – от наследного принца, будущего Карла XIV Шведского возглавить балетную труппу. В январе 1814 г. Петипа со своей труппой давали представления в Брюсселе, перед тем как вернуться в Париж и принять участие в празднестве по случаю очередного открытия театра Порт Сен-Мартен. Эта поездка в Брюссель и огромный успех там сыграли большую роль в творчестве Жана Петипа – через некоторое время он основал в Брюсселе Консерваторию танца. Он уже не довольствуется должностью первого танцора труппы, а начинает сам ставить балетные спектакли: среди его работ поставленные в 1814 - 1815 гг. «Шестеро наивных» (Les Six ing?nus) на музыку Александра Пиччинни, «Пастух из Сьерра-Морены, или Любовное лукавство Александра» (Le Berger de la Sierra Morena) и «Квакеры». В 1815 г. он уже как балетмейстер получает приглашение в Марсель. Там у него и его жены драматической актрисы Викторины Морель-Грассо родились сыновья Люсьен и Мариус. В 1819 г. Жан-Антуан Петипа получает приглашение возглавить балетную труппу театра Ла Монне в Брюсселе, сменив в этой должности франко-бельгийского балетмейстера Э.Юса. Эту должность Ж.Петипа фактически занимал вплоть до августа 1830 года, пока там не вспыхнула Бельгийская революция, и все местные театры прекратили свою работу на 15 месяцев (пока не произошел распад Объединённого Нидерландского королевства и не была провозглашена независимость Бельгии). Зарплаты не было, и отец семейства нашел работу в качестве учителя бальных танцев в пансионах, которые еще как-то продолжали существовать, но давали небольшую материальную поддержу, а детей, Люсьена и Мариуса, он пристроил подрабатывать перепиской нот. Все это мало обеспечивало семью. Антуан Петипа решился арендовать театр в Антверпене и дать там несколько балетных представлений, причем вся труппа состояла лишь из членов его семьи. Спасение пришло из родной Франции, когда в 1834 году Антуан Петипа получил приглашение на должность балетмейстера в театр Бордо, которое было немедленно с благодарностью принято. Семья возвращается во Францию, где в Бордо дети стали заниматься балетом у танцора Огюста Вестриса и где вскоре старший сын Люсьен Петипа получает должность первого танцора. Сам Петипа-старший работает, помимо Бордо, в нескольких городах. В 1839 в составе труппы А. Леконт вместе с младшим сыном Мариусом принял участие в турне по США; в Нью-Йорке выступал в балете «Тарантул» К. Жида (балетмейстер Ж. Коралли), исполнив комедийную партию врача-шарлатана, и поставил несколько балетных спектаклей, в т. ч. балет «Марко Бомба, или Хвастливый сержант». А в 1841 – 1843 годах вновь занимает пост директора балетной труппы Ла Монне, сменив на посту на этот раз другого знаменитого французского балетмейстера Альбера. В 1847 году он вместе со своим младшим сыном Мариусом получают приглашение в Россию: сын приглашается возглавить балетную труппу Петербургского императорского театра, отец – на должность преподавателя балета в школе при императорских театрах. Среди его известных учеников Л.Иванов, П. А.Гердт. Как балетмейстер он вместе с сыном Мариусом принял участие в постановке в Петербурге балета «Сатанилла, или Любовь и ад» Ребера и Бенуа (по хореографии Ж. Мазилье, 1848).

Медиа (0)
Связи (5)
Источники (1)
Обсуждение
comments powered by HyperComments
Наверх