немецкий протестантский богослов. Один из составителей Аугсбургского вероисповедания. Деятель Реформации. Отец Лукаса Озиандера.
Окончил университет в Ингольштадте. В 1520 г. был посвящен в священники. Рано примкнул к Лютеру и в 1522 г. был первым евангелическим проповедником в Нюрнберге, где служил до 1548 г. В 1525 г. женился. Принимал участие в марбургском религиозном собеседовании, в Аугсбургском сейме, в подписании шмалькальденских статей, во введении Реформации в Пфальц-Нейбурге; написал «Harmonia evangeliga» (1537). Не желая подчиниться аугсбургскому интериму, в 1548 г. должен был оставить Нюрнберг и занял кафедру богословия в Кенигсбергском университете. Сыграл решающую роль в обращении тевтонских рыцарей в лютеранство.
Его учение о том, что оправдание не есть юридический акт признания Богом неправедного праведным, а должно пониматься как передача внутренней праведности, проистекающей из мистического соединения со Христом, вовлекло его в ожесточенный спор со строгими лютеранами, продолжавшийся и после смерти Озиандера, пока в 1566 г. все озиандристы не были смещены с должностей, их вождь, придворный проповедник Иоганн Функ, обезглавлен, и озиандризм осужден в «Corpus doctrinae pruthenicum» (1567) и 3-м артикуле Формулы Согласия. Взгляды его изложены в сочинении «De unico mediatore Jesu Christo et juddificatione fidei confessio» (1551). Вместе с Шенером он приготовил первое издание сочинения Коперника «О вращениях небесных сфер». Озиандер же написал предисловие к ней, где отметил, что движение Земли является остроумным вычислительным приемом, но понимать Коперника буквально не следует. Поскольку он не подписал предисловие своим именем, в XVI в. многие полагали, что таково мнение самого Коперника.