Досье личности

Ценность: 4,167 (18)

Симпатия: 4 (18)

дата обновления - 2012-04-06

просмотров - 10

ОККАМ Уильям

Имя латиницей: Ockham William; William of Ockham

Пол: мужской

Дата рождения: приблизительно 00.00.1285

Место рождения: Оккам, графство Суррей, Англия

Дата смерти: 07.04.1349 Возраст (64)

Место смерти: Мюнхен, Германия

По восточному: Петух

География: АНГЛИЯ.

Ключевые слова: знание, литература, логик, писатель, проповедник, религия, философ.

Anno: 1328

Уильям ОККАМ

английский философ-схоласт, логик и церковно-политический писатель, главный представитель номинализма ХIV в., францисканец. Согласно принципу «бритвы Оккама», понятия, несводимые к интуитивному и опытному знанию, должны удаляться из науки. С 1328 г. жил в Мюнхене, выступал как идеолог императорской власти против притязаний папы на светскую власть. Еще во время обучения в Оксфорде вступил в францисканский орден. После окончания образования философ остается в Оксфорде преподавать теологию и философию. За высказывания о примате светской власти над властью папы в делах духовных был обвинен в ереси и заточен в тюрьму. В 1328 г. ему удалось бежать в Германию к императору Людовику IV Баварскому, врагу папы. Был отлучен от церкви. Обосновавшись в Мюнхене, оставался там до самой смерти. Является одним из виднейших представителей номинализма. Благодаря виртуозному владению искусством диалектики он получил от учеников прозвище «Dосtоr invinсibilis» («непобедимый учитель»). Прославился своим «принципом простоты», который также называют «бритвой Оккама». Придерживался мнения, что «простейшие объяснения — самые лучшие». Опираясь на этот принцип, приступил к решению проблемы универсалий, однако направил свои рассуждения в иное русло, чем его предшественники. В работах «Сумма всей логики», «Естественная философия», «Сумма логики» доказывал, что реально лишь отдельное существо, а универсалии существуют лишь в пределах человеческого разума, размышляющего о них. Не отрицал полезности универсалий, однако не признавал их реальность. Следуя схоластическому методу, создал онтологию трансцендентального бытия, которая была близка идеям Фомы Аквинского и Дунса Скота. По его мнению, мир состоит из единичных вещей и сущностей, а все познание сводится к внешнему и внутреннему опыту. Всякое истинное знание возможно получить только эмпирически, с помощью органов чувств. Ввиду того, что нет реально существующих универсалий, которые можно было бы созерцать в сознании, разум не может доказать ничего, опираясь только на свои собственные силы. Именно по этому Оккам, в отличие от Ансельма Кентерберийского считает недопустимыми не только доказательства бытия Бога, но даже сами попытки познать Бога, опираясь только на рацио. Следуя за Дунсом Скотом, провозглашал, что Бог понимается не разумом (Фома Аквинский, Альберт Великий) и не освещением (Бонавентура), а только верой. Именно веру и интуитивное познание считал инструментами теологии, а разум может помочь лишь в поиске аргументов. Работы Оккама положили конец попыткам синтеза веры и разума. Разуму полагалось заниматься изучением природы, а вере – постигать Бога. Школа Оккама заложила фундамент для современной механики и астрономии, а также послужила исходным пунктом для развития современной динамики. Взгляды, которых придерживался Оккам, получили название «современного пути» по сравнению со «старым путем» Фомы Аквинского и Дунса Скота. Именно на философии Оккама и были воспитаны Мартин Лютер и другие протестантские реформаторы.

Афоризмы (3)
Медиа (1)

Уильям ОККАМ в фотографиях:

Связи (3)
Источники (3)
  • Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия, 2006
  • А. Н. Боголюбов. Математики Механики. - Киев, Наукова думка, 1983
  • http://ru.wikipedia.org
Обсуждение
comments powered by HyperComments
Наверх