Досье личности

Ценность: 1,769 (13)

Симпатия: 1,692 (13)

дата обновления - 2018-04-02

просмотров - 4

НОВЕРР Жан Жорж

Другое имя: Новер Жан Жорж

Имя латиницей: Noverre Jean-Georges

Пол: мужской

Дата рождения: 29.04.1727

Место рождения: Париж, Франция

Дата смерти: 19.10.1810 Возраст (83)

Место смерти: Сен-Жермен-ан-Ле, Франция

Знак зодиака: Телец

По восточному: Коза

География: ЕВРОПА, СРЕДИЗЕМНОМОРЬЕ, ФРАНЦИЯ.

Ключевые слова: балет, искусство, основатель, реформатор, танец, театр.

Anno: 1766

Жан Жорж НОВЕРР

французский балетный танцор, хореограф и теоретик балета, создатель балетных реформ. Считается основоположником современного балета. День его рождения 29 апреля по решению ЮНЕСКО с 1982 г. отмечается как международный день танца. Среди его педагогов были французский балетный танцор Луи Дюпре и танцор Королевской академии музыки Франсуа-Робер Марсель. Его первое выступление состоялось в 1742 г. в Фонтенбло при дворе французского короля Людовика XV. После удачного дебюта сразу получил приглашение в Берлин от принца Генриха Прусского. По возвращении в Париж был принят в балетную труппу при театре Опера-Комик, а вскоре, в 1748 г., женился на актрисе и танцовщице Маргарите-Луизе Совер. В 1748 г., когда театр Опера-Комик в очередной раз закрылся (это было связано с финансовыми осложнениями, которые этот театр неоднократно переживал), он отправился по театрам городов Европы и до 1752 г. выступал в Страсбурге и Лионе, а затем уехал в Лондон, где провел два года в труппе британского актера Дэвида Гаррика, дружбу с которым он сохранит на всю жизнь и которого будет называть «Шекспиром в танце». Работая там, он пришел к мысли о создании отдельного большого танцевального спектакля, независимого от оперы, в состав которой балет танец ранее входил в виде балетного фрагмента; он продумывал серьезную танцевальную тематику и разрабатывал танцевальную драматургию, приходя к мысли о создании балетного законченного представления с развивающимся действием и характерами персонажей. В 1754 г. он вернулся Париж, в опять открывшийся Опера-Комик и в тот же год создал свой первый большой балетный спектакль «Китайские праздники». Затем судьба вновь забросила его в Лион, где он прожил с 1758 и 1760 гг. поставил несколько балетных спектаклей и опубликовал свой главный теоретический труд «Записки о танце и балете» – где осмыслил весь предыдущий балетный опыт и охватил все аспекты современного ему танца; он разрабатывал теоретические задачи пантомимы, обогащая современный ему балет новыми элементами, дающими возможность вести самостоятельный сюжет; он отменил театральные маски у танцоров, тем самым способствовал большей выразительности танца и понимая его у зрителя; он уходил от балета как вычурного танца самого по себе, жившего в других видах театрального искусства. Он писал: «Театр не терпит ничего лишнего; поэтому необходимо изгонять со сцены решительно все, что может ослабить интерес, и выпускать на нее ровно столько персонажей, сколько требуется для исполнения данной драмы. Главным выразительным средством балетов Новерра стала пантомима – до него, вплоть до середины XVIII в. актеры балета-пантомимы выходили на сцену в масках, порой пантомима даже заменяла оперные арии, но никогда до него не несла основной смысловой нагрузки. У Новерра мимика была подчинена танцам, которые, по его мнению, должны заключать в себе драматическую мысль. Эта большая теоретическая работа впоследствии выдержала множество переизданий и была переведена на европейские языки: английский, немецкий, испанский, а затем и на другие. Позднее этот труд вышел в 4 томах в Петербурге в 1803-1804 гг. под названием «Письма о танце» – книга стала известна и издана в России благодаря его ученику Шарлю Ле Пику, приглашенному в Петербург в 1787 г. в качестве первого танцора, а затем и хореографа. В 1760 г. Новерр приглашается в Штутгарт, где провел семь лет. В Штутгарте герцог Карл II Вюртембергский, большой знаток и любитель театра, создал для служителей искусств свободную творческую обстановку, что привлекло много талантливых людей: музыкантов, артистов, художников. 11 февраля 1763 г. ко дню рождения герцога Новерр поставил балет на музыку Ж. Родольфа, тоже жившего в Штутгарте, «Ясон и Медея», где воплотил свои основные балетные реформы. Отказавшись от несуразных больших париков и закрывавших лицо масок, впервые ввел в балет пантомиму. В премьерном спектакле среди основных исполнителей были заняты: Нэнси Левьер (Медея), Гаэтано Вестрис (Ясон), Анджиоло Вестрис (Креон), Шарль Ле Пик (Ээн), М. Гимар (Креуза). Эта постановка стала революционной в хореографии и имела такой большой успех, что в Европе началось постепенное освоение реформ Новерра. К нему устремились ученики и почитатели, желавшие с ним работать. К 1764 г. он руководил труппой из пятнадцати солистов и кордебалета из двадцати трех мужчин и двадцать одной женщины. Через семь лет переехал в Вену, оказавшись под протекцией будущей королевы Марии-Антуанетты, назначившей его королевским балетмейстером. Там, получив огромную свободу в постановках, он смог реализовать свои многочисленные идеи по реформаторству в балете, сочинив и поставив множество балетных представлений. Затем он поставил большую пантомимическую постановку в несколько актов на сюжет «Семирамиды» Вольтера. Он привлек к сотрудничеству разных композиторов, в т. ч. Глюка, с которым создал несколько балетных композиций. В 1775 г. Мария-Антуанетта, став к этому времени супругой дофина, а затем, с 1774 г., короля Франции Людовика XVI, повелела ему прибыть в Париж и назначила его первым балетмейстером в театре Оперы, носившем тогда название Королевской Академии музыки. В 1776-1781 гг. он возглавлял балетную труппу Парижской оперы, однако его замыслы встретили сопротивление со стороны консервативной труппы и завсегдатаев театра. В 1781 г. написал свои разработки по строительству нового зала Парижской Опера «Комментарий по строительству зала». Борьба с труппой, не желающей признавать новые веяния в балете, отнимала много сил и времени; занятый работой, он покинул пост в Парижской Опере (эту должность занял его ученик и сподвижник Жан Доберваль) и следующее десятилетие проводил преимущественно в Лондоне, возглавляя балетную труппу в театре «Друри-Лейн». Новерр поставил свыше 80 балетов и большое число танцев в операх, уделял огромное внимание теории танцевального искусства, разрабатывая и развивая его. Его имя стало широко известно, и он находился в переписке с выдающимися людьми своего времени, в т. ч. с Вольтером, некоторые письма к которому сохранились до настоящего времени. Он начал важную работу над созданием балетного словаря. Примерно в 1795 г. прибыл в Сен-Жермен-ан-Лэ. Там он готовил к изданию свой словарь, который так и не успел довершить.

Медиа (1)

Жан Жорж НОВЕРР в фотографиях:

Связи (12)
Источники (5)
Обсуждение
comments powered by HyperComments
Наверх