константинопольский патриарх в 1084-1111 гг. Получив образование в Константинополе, провел большую часть своей молодости в Антиохии Писидийской, где, как считается, принял монашеский постриг. В 1068 г. покинул этот город, который на тот момент оказался под угрозой набегов турок-сельджуков. Переехав в Константинополь, он основал монастырь, посвященный Иоанну Крестителю. В 1084 г. император Алексей I Комнин избрал его Патриархом Константинопольским взамен свергнутого Евстратия Гариде.
Патриарх сразу же столкнулся с рядом деликатных и сложных вопросов. Он принял сторону императора в деле Льва Халкидонского, который протестовал против решения конфисковать церковные ценности, чтобы облегчить финансовые трудности, вызванные Византийско-Норманнской войной, которое было решено на Константинопольском соборе 1094 г. под председательством патриарха. Придавал большое значение борьбе с ересями, например, осудил как еретическое учение Василия Богомила. Был очень осторожен в продолжающемся конфликте между провинциальными митрополитами и Патриархией. Несмотря на некоторую враждебность оппозиции из духовенства собора Святой Софии, он в конце концов поддерживая Никиту Анкирского, выступавшего против против императора право возвышать митрополитов, и много потрудился, пытаясь ограничить влияние хартофилаксов.
Он написал монашеский устав для афонских монастырей с требованием к влахам покинуть Афон. Политическая ситуация в Византийской империи, особенно в Анатолии после катастрофы в битве при Манцикерте вынуждала Патриарха Николая искать союза с папой Урбаном II. Написал папе ответ, в котором великодушно разрешал латинским церквам не только вновь открыться в византийской столице, но и служить по своему обряду. Он обещал вписать имя папы в диптихи своей церкви, если тот соблюдет старое формальное правило и пришлет в Константинополь собственное исповедание веры, как это повелось со времен древней Церкви. Несмотря на это, Патриарх Николай был тверд в простаивании православного вероучения в вопросах filioque, опресноков и папского примата. Избегал суровых мер наказания в отношении грешащей паствы, считая бессмысленной борьбу со всеобщим духовным оскудением своего времени.