российский скульптор, народный художник СССР (1943), действительный член АХ СССР (1947). Родился в семье предпринимателя. Учился в Киевском политехническом институте (1901-1902), затем на философском факультете Цюрихского университета, одновременно постигая искусство ваяния в мастерской скульптора А. Мейера; позже занимался в мюнхенской Академии художеств (1902-1905). Работал в Париже; испытал большое влияние искусства символизма, а также скульптурной архаики (Месопотамия, Древний Египет). Вернувшись в Россию (1909), жил в Москве. В своей зрелой манере придерживался своего рода «академического» модерна, не пускаясь в рискованные эксперименты, но сохранив характерные черты этого стиля: культ «вечных тем», в особенности темы смерти, драматический контраст фигуры и материала (каменного блока). Предполагая стать философом, он и в ранние образы вносил мотив тяжкой, мучительной думы (статуя Ф. М. Достоевского, 1911-1913, установлена как памятник в рамках плана «монументальной пропаганды» в 1918; фигура-олицетворение Мысли, 1913, ныне на могиле автора на Новодевичьем кладбище; оба памятника – гранит). Многократно снимал посмертные маски, в т. ч. со знаменитых писателей и политиков (Л. Н. Толстого, В. И. Ленина, А. Белого и др.). Среди его постреволюционных работ широко известен величаво-суровый памятник К. А.Тимирязеву (1922-1923). Однако наибольшую славу ему принесли монументы вождей (траурная группа «Смерть вождя», гранит, 1927, Центральный музей Ленина, Горки Ленинские; статуя Ленина, украшавшая зал заседаний Верховного Совета СССР до его перестройки, мрамор, 1939, Кремль; памятники Ленину в Волгограде, Магнитогорске, Ульяновске и целом ряде других городов). По его эскизам были созданы три самых крупных на территории СССР памятника И. В. Сталину; их обычно исполняли из кованой меди. Первый по величине – монумент в Ереване (высота 49 м вместе с постаментом; 1951), другие два возвышались на входе в Канал им. Москвы (1937) и на ВДНХ (1939). Грубая «ассиро-вавилонская» мощь этих образов (все они были демонтированы в период «оттепели») по-своему точно и откровенно выразила жестокий дух сталинской эпохи, признававшей лишь одного Героя. За «Ленина» для Кремля и «Сталиных» для ВДНХ и Еревана был в 1941 и 1951 гг. удостоен Сталинских премий. Его работы предопределили стиль официального советского надгробия (гранитные бюсты-гермы Я. М. Свердлова, Ф. Э. Дзержинского, М. В. Фрунзе, М. И. Калинина, А. А. Жданова на Красной площади у Кремлевской стены, конец 1940-х – начало 1950-х). После его смерти в 1953 г. вышли в свет его «Записки скульптора».
Досье личности
МЕРКУРОВ Сергей Дмитриевич
Имя латиницей: Merkurov Sergej Dmitrievich
Пол: мужской
Дата рождения: 07.11.1881
Место рождения: Гюмри, Армения
Дата смерти: 08.06.1952 Возраст (70)
Место смерти: Москва, Россия
Знак зодиака: Скорпион
По восточному: Змея
Ключевые слова: искусство, скульптор.
Anno: 1922
Сергей Дмитриевич МЕРКУРОВ
- АНДРЕЙ БЕЛЫЙ (1880 - 1934)
- ДЗЕРЖИНСКИЙ Феликс Эдмундович (1877 - 1926)
- ДОСТОЕВСКИЙ Федор Михайлович (1821 - 1881)
- ЖДАНОВ Андрей Александрович (1896 - 1948)
- КАЛИНИН Михаил Иванович (1875 - 1946)
- ЛЕНИН Владимир Ильич (1870 - 1924)
- МЕЙЕР Александр Александрович (1875 - 1939)
- ПОЛЬ Владимир Иванович (1875 - 1962)
- СВЕРДЛОВ Яков Михайлович (1885 - 1919)
- СТАЛИН Иосиф Виссарионович (1879 - 1953)
- ТИМИРЯЗЕВ Климент Аркадьевич (1843 - 1920)
- ТОЛСТОЙ Лев Николаевич (1828 - 1910)
- ФРУНЗЕ Михаил Васильевич (1885 - 1925)
- ЧОЙМБОЛ Сономын (1907 - 1970)
- Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия, 2006
- http://ru.wikipedia.org
- http://slovari.yandex.ru
- http://www.hrono.ru