Досье личности

Ценность: 2,071 (14)

Симпатия: 2 (14)

дата обновления - 2017-09-01

просмотров - 4

ЛИНЬ Цзэсюй

Имя латиницей: Lin Zexu

Пол: мужской

Дата рождения: 30.08.1785

Место рождения: Фучжоу, провинция Фуцзянь, Китай

Дата смерти: 22.11.1850 Возраст (65)

Место смерти: Пунинь, провинция Гуандун, Китай

Знак зодиака: Дева

По восточному: Змея

География: ВОСТОЧНАЯ АЗИЯ, КИТАЙ.

Ключевые слова: власть, знание, идеолог, литература, основатель, политика, поэт, религия, философ.

Anno: 1840

ЛИНЬ Цзэсюй

китайский государственный и политический деятель, философ и поэт времен династии Цин. Представлял прогрессивное крыло служилой интеллигенции и принадлежал к конфуцианской школе «текстов новых письмен». Выходец из помещичьей семьи. В 1811 г. получил высшую ученую степень цзиньши. В 1813-1816 гг. – член Академии Ханьлинь. С 1820 г., находясь на государственной службе, занимал высокие административные посты. В 1830 г. вместе с Гун Цзычжэнем и Вэй Юанем основал «Сюньнаньское поэтическое общество», распространявшее реформаторские идеи. При всем относительном радикализме их призывов к «изменению законов» (гэн фа, гай фа, бянь фа) предполагаемые нововведения все же ограничивались сферой политико-правовой реальности и не распространялись на стоявшие за ней основополагающие принципы (дао). Кроме того, они стремились связать традиционную науку, где господствовали философия, филология и история, с общей теорией государственного управления.

В 1838 г., будучи наместником южных провинций Хунань и Хубэй, начал активную борьбу с опиекурением и опиумной торговлей, основанной на английском импорте (конфисковал и уничтожил 20 тыс. ящиков опиума, принадлежавшего английским и американским купцам). После его докладов двору, 31 декабря 1838 г. был назначен императорским комиссаром по борьбе с опиумной контрабандой и командующим военно-морскими силами в приморской провинции Гуандун, где развернул успешную антиопиумную деятельность. Он обращался с посланиями к английской королеве Виктории, предлагая запретить наркотик на землях Британской империи (1839, 1840). После начала «Первой опиумной войны» (1840-1842), как сторонник самых решительных мер против англичан и наиболее раздражавшее их лицо, был смещен со всех занимаемых постов, в 1842 г. отправлен в ссылку в область Синьцзян. В 1845 г. вновь был привлечен к государственной службе и занимал губернаторские посты в различных провинциях. В 1850 г. был послан на подавление «Тайпинского восстания», но по дороге скончался.

В основе взглядов философа на общество и государство лежало традиционное представление о вселенской юрисдикции императорской власти (как сына Неба) и ее этико-ритуальной основе. Придерживался принципа, согласно которому «необходимо всегда знать положение дел у варваров, знать их слабости и их силу, только тогда можно установить способы контроля над ними», а также «следует научиться искусству врагов, чтобы затем подавить их». Для этого он, вопреки господствовавшим изоляционистским настроениям, «ежедневно заставлял людей разузнавать о делах на Западе, переводить западные книги и покупать их газеты». В результате создал новаторский для Китая того времени труд с использованием западных источников: «Сведения о четырех материках» (1840), в котором были приведены данные по истории, географии, политике и праву различных стран мира. Посмертно было издано обширное собрание его социально-экономических и политико-правовых произведений «Административные документы Линя, князя Культурности и Верности» в 37 цзюанях. Глубокое понимание им политической ситуации проявились в его публицистике «Обращение к английской королеве» (1839) и «Секретное донесение императору» (1841).

В целом его взгляды повлияли на формирование возобладавшей во второй половине XIX в. идеологии «самоусиления» (цзы цян) и «движения за усвоение заморских дел» (ян у юнь дун), устремленной на сбалансированное сочетание достижений Китая и Запада, отказ от традиционного изоляционизма, установление общепринятых в мире дипломатических отношений с иностранными государствами. Эта идеология и выразилась в лозунге Чжан Чжидуна: «Китайские учения – для фундаментальной основы (ти), западные учения – для прикладного применения (юн)». Наиболее значимые поэтические сборники: «Сборник стихов по стилю "Шите"», «Сборник стихов в провинции Юньнань», «Рукопись стихов в нагорном доме "Байши"», «Сборник молодого таланта».

Медиа (0)
Связи (6)
Источники (7)
Обсуждение
comments powered by HyperComments
Наверх