Досье личности

Ценность: 2,714 (14)

Симпатия: 2,571 (14)

дата обновления - 2007-03-17

просмотров - 10

ЛЕ КОРБЮЗЬЕ Шарль Эдуар

Другое имя: Жаннере Шарль Эдуар – наст. фам.

Имя латиницей: Le Corbusier Charles Edouard; Jeanneret Charles Edouard

Пол: мужской

Дата рождения: 06.10.1887

Место рождения: Ла-Шо-де-Фон, Швейцария

Дата смерти: 27.08.1965 Возраст (77)

Место смерти: Рокбрюн-Кап-Мартен, Прованс, Франция

Знак зодиака: Весы

По восточному: Свинья

География: ФРАНЦИЯ.

Ключевые слова: архитектор, искусство, ЛИЧНОСТИ журнал, строительство.

Anno: 1930

КОРБЮЗЬЕ Шарль Эдуар ЛЕ

французский архитектор и теоретик архитектуры. Сын ремесленника. Учился декоративно-прикладному искусству в Школе искусств Ла-Шо-де-Фона. Учился и работал у архитектора И. Хофмана в Вене (1907), О. Перре в Париже (1908-1910) и П. Беренса в Берлине (1910-1911). С 1917 г. жил в Париже. Занявшись живописью, в 1918 г. вместе с А. Озанфаном разработал теорию пуризма. В 1922 г. основал архитектурную мастерскую совместно с П. Жаннере (двоюродным братом и постоянным соавтором до 1940). Свою концепцию современной архитектуры впервые изложил в статье журнала «Эспри нуво», книгах: «К архитектуре» (1923), «Градостроительство» (1925) и др. Выступая против эклектизма, украшательства, маскирующего конструкцию здания, видел в современной технике и серийности индустриального строительства основу для обновления архитектурного языка, а в выявлении функционально оправданной структуры сооружения – богатые эстетические возможности. Рассматривая гармонию создаваемой человеком искусственной среды как определяющий фактор бытия, он разделял утопические надежды на преобразование общества с помощью архитектуры, Главные темы его творчества 1920-30-х гг. – градостроительство, жилище и большие общественные здания. Новизна его архитектурных предложений заключалась в полном пересмотре проблемы массового жилища на основании тщательного анализа современного быта: в реорганизации функций жилища (рациональном сокращении, слиянии старых, выявлении новых, отвечающих не только насущным бытовым процессам, но и духовным запросам человека), в технологически детально разработанном, создающем максимум удобств использовании площади квартиры при ее компактной планировке и расчете на развитие коллективного обслуживания, в ориентации на индустриальное строительство и в градостроительном обеспечении связи отдельного жилого дома с окружающей территорией. Работы 1920-х гг.: жилой дом «Ситроен» (1922, типовой проект), комплекс особняков Р. Ла Роша и А. Жаннере в Париже (1923-1924; с 1970 г. – институт Ле Корбюзье), поселок Пессак, около Бордо (1925), вилла в Гарше, вилла Савой в Пуасси (около Парижа; 1929-1931). Обобщив этот опыт, сформулировал «пять отправных точек современной архитектуры»: поднятое на опорах-столбах здание, плоская крыша-сад, свободная внутренняя планировка, ленточное окно, ненесущая фасадная стена. Для его построек этого периода характерны простые геометрические формы, белые плоскости фасадов, обширные остекленные поверхности. Железобетонная каркасная конструкция позволила заменить комнаты-ячейки перетекавшими одно в другое и вместе с тем функционально выделенными помещениями. В известном аскетизме внешнего облика и полихромии интерьеров находят отзвук живопись архитектора и теория пуризма. Его градостроительные проекты, одного из лидеров урбанизма, в 1920-30-е гг. развивали идею «вертикального» города-сада с высокой плотностью населения и большими озеленёнными пространствами, дифференциацией путей движения пешеходов и транспорта, разделением зон жилья, деловой активности и промышленности (проект города на 3 млн. жителей, 1922; «план Вуазен» – план реконструкции Парижа, 1925; планы городов Буэнос-Айреса, 1930, Алжира, 1930-1939, Антверпена, 1932, Немура, Алжир, 1934; ни один из проектов не осуществлен). Ряд теоретических положений архитектора лег в основу «Афинской хартии», принятой 4-м Международным конгрессом современной архитектуры (1933), и изложен в его книге «Лучезарный город» (1935) и «Три человеческих установления» (1945). Выдвинутые им принципы архитектуры реализовались: в больших сооружениях конца 1920-30-х гг. – доме Центросоюза (ныне – Центральное статистическое управление СССР) в Москве (1928-1935, при участии Н. Д. Колли), швейцарском корпусе студенческого городка (1930-1932) и центре Армии спасения (1932-1933) в Париже; в неосуществленных проектах – Дворца Лиги Наций в Женеве (1927) и Дворца Советов в Москве (1931). В 40-е гг., исследуя проблему архитектурного пространства, он создает модулор – систему гармонически связанных величин, основанных на пропорциях человеческого тела, которую он предлагает как шкалу исходных размеров для строительства и художественного конструирования. Его произведения 1950-х гг. присущи мощная и вместе с тем тонко нюансированная пластика (солнцезащитные выступы, криволинейные поверхности), остро выявленная архитектоника форм, активно взаимодействующих с окружающей средой, световые и пространственные эффекты, контрастное сопоставление материалов различной фактуры, сочетание однообразных сборных элементов с выдающимися из их ряда скульптурно-пластическими конструкциями, сочная полихромия (жилой дом в Марселе, 1947-1952 – прототип ряда «жилых единиц», построенных в 1950-е гг. в других городах; капелла Нотр-Дам-дю-О в Роншане, 1950-1954; доминиканский монастырь Ла-Турет в Эвё, около Лиона, 1956-1959). В большом цикле работ в Индии (1950-1957) архитектор осуществляет некоторые свои градостроительные идеи (генеральный план города и ансамбль правительственных зданий в Чандигархе; Дом текстильной ассоциации, музей и виллы в Ахмадабаде). В сооружениях конца 1950-60-х гг. он уделяет еще большее внимание организации внутреннего пространства (его интеграции не только по горизонтали, но и по вертикали – путем комбинации различных уровней, сменяющей жесткое деление на этажи), закономерностям его зрительного и эмоционального восприятия, соотношению функциональной схемы здания и его архитектурной структуры (Национальный музей западного искусства в Токио, 1957-1959; павильон фирмы «Филипс» на Всемирной выставке в Брюсселе, Центр искусств Гарвардского университета в Кембридже, США, 1964; больница в Венеции, 1965; сооруженный посмертно по проекту Корбюзье «Центр Ле Корбюзье» в Цюрихе, 1967). В течение всей жизни он работал в различных областях изобразительного искусства: писал картины (особенно часто в 1920-е и 1940-е гг.), в 1940-50-е гг. выполнял настенные росписи, эскизы ковров и скульптурных композиций. Система его теоретических взглядов и его произведений, оказавшие значительное влияние на формирование современной архитектуры, во многом выходят за рамки её главных течений (функционализм, рационализм), хотя сближаются с ними в выявлении специфического назначения здания и программном использовании новейших достижений науки и техники.

Медиа (3)

КОРБЮЗЬЕ Шарль Эдуар ЛЕ в фотографиях:

Связи (23)
Источники (11)
Обсуждение
comments powered by HyperComments
Наверх