Досье личности

Ценность: 1,333 (21)

Симпатия: 1,81 (21)

дата обновления - 2010-11-20

просмотров - 13

КУЛИЕВ Тофик Алекпер оглы

Имя латиницей: Kuliev Tofik Alekper ogly

Пол: мужской

Дата рождения: 07.11.1917

Место рождения: Баку, Азербайджан

Дата смерти: 04.10.2000 Возраст (82)

Место смерти: Баку, Азербайджан

Знак зодиака: Скорпион

По восточному: Змея

География: АЗЕРБАЙДЖАН, СССР.

Ключевые слова: искусство, композитор, музыка.

Anno: 1943

Тофик Алекпер оглы КУЛИЕВ

азербайджанский композитор, пианист, дирижер. Народный артист Азербайджанской ССР. Родился в семье служащего. Удивительные музыкальные способности привели его уже в 12-ти летнем возрасте на студенческую скамью Азербайджанской государственной консерватории, а в 1934 г. он поступает в бакинскую консерваторию, где учится на двух факультетах – фортепианном (в классе профессора И. С. Айсберга) и дирижерском (в классе профессора С. Г. Штрассера). Его яркое дарование обращает на себя внимание музыкальной общественности и вскоре, по совету и инициативе У. Гаджибекова, в 1936 г. Наркомпрос Азербайджана направляет его для дальнейшего обучения в Московскую государственную консерваторию им. П. И. Чайковского. Здесь он учится дирижированию, некоторое время занимается в классе фортепиано профессора Нейгауза. Вскоре начинает работать пианистом в известном в те годы эстрадном оркестре под руководством А. Цфасмана, в котором он успешно проработал до 1939 г. Его первые опыты в сочинении относятся к началу 30-х гг. Еще будучи студентом рабфака, в 1931 г., по совету одного из первых своих первых учителей Асефа Зейналлы, пишет песню на слова Мирза Алекпера Сабира – «Про школьника». Начиная с 1935 г. приступает к дирижерской работе в Азербайджанском государственном драматическом театре им. Мешади Азизбекова. Его деятельность, как фольклориста, начавшаяся в 30-е гг., имела огромное значение в творческой биографии не только самого композитора, но и в музыкально-общественной жизни Азербайджана. Он был одной из тех творческих личностей, что сыграло заметную роль в развитии и популяризации азербайджанского фольклора. Один из первых композиторов Азербайджана, осуществивших нотную запись мугамов. В 1936 г. им были изданы (совместно с композитором З. Багировым) записи мугамов «Раст», «Сегях», «Забул», «Дюгях». В 1939 г., вернувшись в Баку, занимается организационной работой по созданию национального оркестра, активная работа которого совпала с началом в 1941 г. Великой Отечественной войны. В годы войны эстрадный оркестр, созданный композитором и названный Красноармейским ансамблем, входит в состав 402-й стрелковой дивизии и дает концерты на передовой линии фронта. Для оркестра пишет ряд песен патриотического содержания: «Ни шагу назад» (слова Суркова), «Нежная рука» (слова Н. Доризо), «О русской девушке», «Песня бойцов». С 1943 г. ансамбль разделился на две группы. Одной из них, названной Краснофлотской, продолжал руководить сам. Ансамбль часто выступает на переднем крае, на Кавказском фронте, в Крыму, выезжает с концертами для частей Армии в Иране. После окончания войны, начинает композиторскую деятельность в Азербайджанском государственном русском драматическом театре им. Самеда Вургуна, Азербайджанском театре Юного зрителя им. М. Горького. За несколько лет работы с театрами им написана музыка к спектаклям «Двенадцатая ночь» В. Шекспира, «Молодая гвардия» А. Фадеева, «Айдын» Д. Джаббарлы, «На дальних берегах» Г. Сеидбейли и И. Касумова, «Братья» Р. Рзы, «Гариба адам» («Чудак») Н. Хикмета, «Ширванская красавица» Э. Мамедханлы. В 40-е гг. начинает и работу в кино, активно продолжив ее в последующие десятилетия. В это же время он пишет ряд песен, посвященная Родине – «Песня о Родине», «Азербайджан», «Ала Даг». Начинает творческое сотрудничество с выдающимся певцом Рашидом Бейбутовым, одним из лучших исполнителей песен композитора. Творческий дуэт совершает концертные гастроли по городам Советского Союза, сопровождающийся огромным успехом. Итогом его многолетних экспедиций по районам Азербайджана стали сборники «Азербайджанские народные танцы» (1951), «15 азербайджанских народных танцев» (1955) и двухтомник «Азербайджанские песни» (1956-1958), вышедший под редакцией выдающегося певца Бюль-Бюля. В последующие годы композитор продолжает работы по записи и обработке фольклорного материала, им сделаны в 50-60-е гг. обработки арабских, индийских, болгарских, китайских песен. Огромное значение для национальной музыкальной культуры имела его работа по записи и публикации мугамов. В 1948 г. он возобновляет учебу в Московской консерватории по дирижированию в классе профессора А. Гинзбурга и композиции – в классе профессора К. Голубева. Окончив в 1951 г. консерваторию, поступает в аспирантуру Московской консерватории, где завершает свое образование под руководством выдающегося дирижера Александра Гаука. С 1954 г., вернувшись в Баку, ведет педагогическую работу в Азербайджанской консерватории им. Узеира Гаджибекова. Здесь он руководит студенческим оркестром, оперным и оркестровыми классами, преподает инструментоведение. С 1958 г. композитор работает в Азербайджанской государственной филармонии им. М. Магомаева художественным руководителем, а вскоре и директором. В эти же годы появляются фортепианные сочинения композитора, среди них – «Лезгинка», «Вариации», песни «Золото ветвистое» (слова Жаркого), «Не гордись», «Я люблю тебя», «Добрый край, Азербайджан». Ко второй Декаде азербайджанского искусства в Москве, в 1959 г. композитор создает кантату «Песнь о Москве». Много написано им в эти годы музыки к драматическим спектаклям, к пьесе «Преступление Энтони Гранта» – М. Волибранского, Р. Рубинштейна, «Когда цветет акация» – М. Вишнякова. В это десятилетие написана Тофиком Кулиевым и музыка ко многим фильмам, которые завоевали огромную популярность, «Под знойным небом» (1958), «Бахтияр» (1959), «Можно ли его простить» (1959). Активной творческой и музыкально-общественной деятельностью отмечены 60-е и 70-е гг. Был участником многих международных конференций, фестивалей, праздников искусств. В 1962 г. по приглашению Академии искусств он принимает участие в конференции, посвященной проблемам развития музыкального искусства и обмена культурными опытом, позже участвует в проведении Дней азербайджанского искусства в Чехословакии, где сочиняет песни «Братислава» и «Песня о Праге», завоевавшие популярность в Чехословакии. В этот же период возглавляет делегации азербайджанских артистов в Болгарии, Польше, Италии. Являясь в течение многих лет Первым секретарем Союза композиторов Азербайджана, уделяет много внимания воспитанию молодых композиторских кадров, руководит проведением многих композиторских пленумов, музыкальных фестивалей, конференций, съездов. Часто выступает он с докладами и статьями, посвященными различным проблемам и задачам азербайджанского искусства. В 1966 г. во время дней Декады русской культуры в Азербайджане, совместно с композитором Соловьевым-Седым, создает песню «Добрый край, Азербайджан». В этот же период им создается цикл интернациональных песен: «Молдова» (1966), цикл песен о Грузии. В 1972 г. его песней «Нефтяники» открывается году в Брюсселе Международная выставка демонстрации азербайджанской культуры. В 80-90-е гг. большую часть времени уделяет общественной деятельности. Является также автором мелодий песен к фильмам «Встреча» (1955), «Любимая песня» (1955), «Мачеха» (1958), «Телефонистка» (1962), «Где Ахмед?» (1963), «Насими» (1974), «Дервиш взрывает Париж» (1976), «Лев ушел из дома» (1977), «Цена счастья» (1977), «Свекровь» (1978), «Здесь тебя не встретит рай» (1982), «Воспоминание о гранатовом дереве» (1984), «Вне» (1991).
Медиа (0)
Связи (1)
Источники (3)
Обсуждение
comments powered by HyperComments
Наверх