Досье личности

Ценность: 4,481 (27)

Симпатия: 4,63 (27)

дата обновления - 2023-03-19

просмотров - 23

КУЛИДЖАНОВ Лев Александрович

Имя латиницей: Kulidzhanov Lev Aleksandrovich

Пол: мужской

Дата рождения: 19.03.1924

Место рождения: Тбилиси, Грузия

Дата смерти: 18.02.2002 Возраст (77)

Место смерти: Москва, Россия

Знак зодиака: Овен

По восточному: Крыса

География: ВИЗАНТИЯ, ГРУЗИЯ, РОССИЯ, СССР.

Ключевые слова: искусство, кино, режиссер.

Anno: 1956

Лев Александрович КУЛИДЖАНОВ

российский кинорежиссер, Герой Социалистического Труда (1984), народный артист СССР (1976), первый секретарь Союза кинематографистов СССР (1965-1986). Окончил ВГИК (мастерская С. А. Герасимова) в 1955 г. и тогда же дебютировал короткометражным фильмом «Дамы» (совместно с Г. Б. Оганисяном, по рассказу А. П. Чехова). Затем вместе с Я. А. Сегелем снял две ленты – «Это начиналось так» (1956) о жизни первых целинников и «Дом, в котором я живу» (1957, сыграл также одну из ролей), прослеживая довоенные и послевоенные судьбы жителей одного московского двора. В этих работах проявился его интерес не только к современности, неизменно взаимосвязанным общественным и личным событиям, но и к образу бытования, жизни простых людей, их душевным тревогам и надеждам, обычным человеческим чувствам. Возвращение на экран близкого и понятного по своим переживаниям человека, являющегося неповторимой индивидуальностью вне зависимости от занимаемого положения в обществе, соответствовало и устремлениям самого режиссера. Продолжив самостоятельную режиссерскую деятельность, он добился в «Отчем доме» (1959) и в лучшей своей картине «Когда деревья были большими» (1961) редкостной душевности, лиризма, искренности, теплоты, человечности интонации в рассказе о тех, кого принято называть «маленькими людьми». Даже такая маргинальная по социальным меркам личность, как пьяница Кузьма Иорданов в убедительном исполнении Ю. В. Никулина, или же кроткая девушка Наташа, готовая с радостью принять его за своего отца (удивительно светлая и чистая героиня И. И. Гулая), заслуживают истинного сочувствия и любви. Можно считать закономерным последующее обращение режиссера к миру Достоевского, хотя его экранизация «Преступления и наказания» (1970, Государственная премия РСФСР, 1971) удивила кинематографическим экспрессионизмом, подчас жесткостью и остротой изобразительного ряда. Тяга к внешней выразительности и парадоксальности сопоставлений на основе реальных событий истории и запечатленной хроники века привела Кулиджанова (несмотря на его общественные и партийные посты) к осложнениям при работе над документальным фильмом «Звездная минута» (1972, выпуск 1975) о первом в мире полете Юрия Гагарина в космос. А грандиозный проект «ХХ век» в середине 1980-х гг. был осуществлен режиссером лишь частично. Стремление режиссера очеловечить и драматизировать образы политических вождей – Ленина в «Синей тетради» (1964, по Э. Г. Казакевичу) и Карла Маркса в телесериале «Карл Маркс. Молодые годы» (1980, Ленинская премия, 1982) – обернулось полууспехом в художественном плане, а с идеологической точки зрения режиссер был вынужден идти на компромиссы и уступки, поневоле идеализируя эти неоднозначные исторические персоны. Его два последних фильма – «Умирать не страшно» (1991) и «Незабудки» (1994) – знаменуют для режиссера возвращение к себе, к своей манере 1950-х гг., доверительной по отношению к индивидуальным судьбам простых людей, только более драматизированной, не обходящей вниманием губительные изломы сталинской эпохи. Однако нельзя не отметить, что с возрастом он утратил раскрепощенность, естественность и ясность режиссерского письма.

Медиа (6)

Лев Александрович КУЛИДЖАНОВ в фотографиях:

Связи (18)
Источники (3)
  • С. И. Юткевич. Кино. - Москва, Советская энциклопедия, 1986
  • http://ru.wikipedia.org
  • Большая советская энциклопедия. 3-е издание
Обсуждение
comments powered by HyperComments
Наверх