древнегреческий писатель, историк, афинский полководец и политический деятель, главное сочинение которого – «Анабасис Кира» – высоко ценилось античными риторами и оказало огромное влияние на латинскую прозу. Родился в состоятельной семье, возможно принадлежавшей к сословию всадников. Его детские и юношеские годы протекали в обстановке Пелопоннесской войны что не помешало ему получить не только военное, но и широкое общее образование. С молодых лет сделался последователем Сократа. Крушение могущества демократических Афин вследствие проигранной Спарте Пелопонесской войне в 404 г. до н. э. пережил уже в сознательном возрасте, и во время последующих за тем политических событий он, видимо, поддерживал реакцию. Антидемократические настроения, вероятно, и заставили его покинуть родину в 401 г. до н. э. и присоединиться в качестве частного лица к экспедиции Кира. После смерти Кира и вероломного избиения греческих военачальников персами, с большой смелостью и уменьем руководил отступлением десяти тысяч греков через вражескую землю. Вместе с греческими наемниками он проделал весь поход: наступление на Вавилон, битву при Кунаксе и отступление через Армению к Трапезунту и далее на Запад в Византий, Фракию и Пергам. В Пергаме Ксенофонт, который еще в Месопотамии был избран одним из стратегов греческого войска, а впоследствии во Фракии фактически состоял его главнокомандующим, передал уцелевших солдат (около 5000 человек) в распоряжение Фиброна – спартанского военачальника, собиравшего войско для ведения войны с сатрапом Фарнабазом. Сам Ксенофонт вместе со спартанским царем Агесилаем отправился в Грецию. Осужденный в Афинах за государственную измену, как примкнувший к врагам народа, он подвергся конфискации имущества. Это определило его дальнейшую судьбу. В Малой Азии он сблизился со спартанским царем Агесилаем, вместе с ним переправился в Грецию и служил под его начальством, принимая участие в битвах и походах против врагов Спарты, в т. ч. и против Афин. Был вознагражден спартанцами, подарившими ему имение около элидского города Скиллунта. Там он жил в уединении, занимаясь литературными трудами, пока спокойствие его не было нарушено борьбою фиванцев со Спартой. После битвы при Левктрах он, в 370 г. до н. э., бежал из Скиллунта и с трудом спасся в Коринфе. Отсюда он снова вступил в сношения со своею родиной, тогда соединившейся с лакедемонянами против Фив. Приговор о его изгнании был отменен, но вскоре Ксенофонт умер. Философские идеи того времени, в т. ч. и учение Сократа, оказали на него лишь небольшое влияние. Это особенно ярко сказалось в его религиозных взглядах, для которых характерна вера в непосредственное вмешательство богов в людские дела, вера во всевозможные знамения, посредством которых боги сообщают смертным свою волю. Его этические взгляды не возвышаются над прописной моралью, а политические его симпатии всецело на стороне спартанского аристократического государственного устройства. Произведения Ксенофонта, из перечисленных Диогеном Лаэртским сохранились практически полностью. Их обычно делят на несколько типов: исторические – «Анабасис», «Греческая история», «Киропедия», «Агесилай»; философские (Сократические произведения и диалог «Гиерон») – «Воспоминания о Сократе», «Защита Сократа на суде», «Пир», «Домострой», «Гиерон»; эссе – «Лакедемонская полития», «Афинская полития» (spuria; анонимное сочинение, Ксенофонту не принадлежит, включена в корпус его сочинений по ошибке еще в древности), «Доходы города Афин», «О коннице», «Охота», «Гиппарх».
Досье личности
КСЕНОФОНТ
Имя латиницей: Xenophontis; Xenophon of Athens
Пол: мужской
Дата рождения: приблизительно 00.00.431 до н.э.
Место рождения: Афины, Греция
Дата смерти: приблизительно 00.00.357 до н.э. Возраст (74)
Знак зодиака: Неизвестно
География: АФИНЫ, БАЛКАНЫ, ДРЕВНЯЯ ГРЕЦИЯ, СПАРТА, СРЕДИЗЕМНОМОРЬЕ.
Ключевые слова: автор, армия, власть, война, знание, историк, литература, наука, писатель, политика, полководец.
Anno: -0401
КСЕНОФОНТ
- Нельзя просить у богов победы в кавалерийском сражении тем, кто не умеет ездить верхом.
- Предводитель должен отличаться от подчиненных не роскошным образом жизни, а трудолюбием и умением предвидеть события.
- Трудно прокормить одного бездеятельного человека, еще труднее прокормить целое семейство, но труднее всего содержать войско, проводящее время в праздности.
- Тот, кто намерен добиться победы (на войне), должен стать коварным, скрытным, хитрым, лукавым, вором и грабителем.
- Воины, предавшиеся грабежу, сами становятся добычей.
- Если люди трусят, то чем больше их, тем более ужасному и паническому страху они поддаются.
- Кир (...) считал (...) совершенно нелепым, если полководец, желая дать какое-нибудь распоряжение, будет приказывать так, как это делают у себя дома некоторые из господ: «Пусть кто-нибудь сходит за водой» или «Пусть кто-нибудь нарубит дров». (...) При таких приказаниях все только смотрят друг на друга, но никто не берется выполнять распоряжение, все виновны, но никто не стыдится (...). Вот по этим-то причинам он и называл по имени всех, кому отдавал какое-либо приказание.
- Убеждение, что ими пренебрегают, делает хороших воинов малодушными, а дурных – более наглыми.
- Оружие (...) уравнивает слабых с сильными.
- Великое дело – завладеть властью, но еще более трудное – однажды захватив, сохранить ее за собой.
- Счастье доставляет тем больше радости, чем больше потрудишься, прежде чем достигнешь его. Ведь труд – приправа к счастью
- Не так страшно не достичь счастья, как горько лишиться уже достигнутого.
- У царя много очей и много ушей. А если кто думает, что у царя есть только одно избранное око, то он ошибается. развернуть
- АГЕСИЛАЙ II (442 до н.э. - 358 до н.э.)
- АГЕСИПОЛИД I (430 до н.э. - 380 до н.э.)
- АНТИСФЕН из Афин (445 до н.э. - 370 до н.э.)
- АНТИФОНТ из Афин (480 до н.э. - 420 до н.э.)
- АРИСТИПП Киренский (434 до н.э. - 351 до н.э.)
- АРИСТОДЕМ (1090 до н.э. - 1050 до н.э.)
- АСПАСИЯ (470 до н.э. - 420 до н.э.)
- БОЯРДО Маттео Мария (1441 - 1494)
- ВИССАРИОН Никейский (1403 - 1472)
- ГЕРМОГЕН (философ) (445 до н.э. - 365 до н.э.)
- ДИОГЕН Лаэртий (357 до н.э. - 298 до н.э.)
- ИФИКРАТ (413 до н.э. - 353 до н.э.)
- КИНАДОН (440 до н.э. - 399 до н.э.)
- КИР II Великий (590 до н.э. - 530 до н.э.)
- КИР МЛАДШИЙ (440 до н.э. - 401 до н.э.)
- КОРНЕЛИЙ НЕПОТ (100 до н.э. - 29 до н.э.)
- КСАНТИППА (460 до н.э. - 390 до н.э.)
- ЛИКУРГ Лакедемонский (880 до н.э. - 820 до н.э.)
- ЛУРЬЕ Соломон Яковлевич (1891 - 1964)
- МАНУЦИЙ Альд (1449 - 1515)
- ОНЕСИКРИТ (360 до н.э. - 290 до н.э.)
- ПАВСАНИЙ Спартанский (430 до н.э. - 385 до н.э.)
- СИММИЙ из Фив (430 до н.э. - 365 до н.э.)
- СИМОНИД Кеосский (556 до н.э. - 468 до н.э.)
- СОКРАТ (469 до н.э. - 399 до н.э.)
- СТОБЕЙ (492 до н.э. - 431 до н.э.)
- ФУКИДИД (историк) (462 до н.э. - 403 до н.э.)
- ХАРМИД (445 до н.э. - 403 до н.э.)
- ЭСХИН из Сфетта (425 до н.э. - 350 до н.э.)
- АФОРИЗМЫ, ИСТОРИИ, АНЕКДОТЫ
- http://ru.wikipedia.org
- Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия, 2006
- http://xlegio.ru
- http://www.roman-glory.com
- http://www.krugosvet.ru
- http://www.vehi.net
- http://greece-info.ru
- http://ancientrome.ru