древнегреческий философ, схоларх Перипатетической школы после Аристона Кеосского (возможно, ок. 190/180). Вместе с академиком Карнеадом и стоиком Диогеном Вавилонским участвовал в знаменитом философском посольстве от Афин в Рим в 155 г. до н. э. Известно, что он возражал против учения стоиков о мировых пожарах, отстаивая тезис о вечности космоса. Его аргументы сохранил Филон Александрийский в трактате «О вечности мира»: 1) космос вечен, потому что он есть причина собственного существования и 2) космос вечен, потому что вечен человеческий род. Рассуждение философа в том и другом случае носят несколько софистический характер. В первом рассуждении, исходя из того, что «причина собственного здоровья не подвержена заболеванию и причина собственной бессонницы бессонна», он заключает, что и причина собственного существования должна быть вечна. Что космос причина собственного существования признается им на том основании, что он есть причина существования и для всех прочих сущих. Второе рассуждение, от противного, основано на переходе от части к целому: «Если космос возник, необходимо, чтобы и Земля возникла; если возникла Земля, то возникло и все человечество. Но человек вечен в смысле вечности человеческого рода, что будет доказано. Следовательно, космос вечен». Кроме того, он учил, что время представляет собой не сущность, а понятие или меру; что душа энтелехия, а разум эфирной природы; исправил определение счастья Аристотеля, понимая счастье как полноту душевных, телесных и внешних благ, где добродетель имеет не больше веса, чем остальные блага. В трактовке понятия эвдемония-счастье он, по-видимому, усвоил и стоическую терминологию, хотя в этике в целом критиковал стоиков за их учение о страстях.
Досье личности
КРИТОЛАЙ (философ)
Имя латиницей: Critolaus; Kritolaos
Пол: мужской
Дата рождения: реконструировано 00.00.235 до н.э.
Дата смерти: реконструировано 00.00.150 до н.э. Возраст (85)
Знак зодиака: Неизвестно
География: БАЛКАНЫ, ДРЕВНЯЯ ГРЕЦИЯ, СРЕДИЗЕМНОМОРЬЕ.
Ключевые слова: знание, наука, философ.
Anno: -0155
КРИТОЛАЙ (философ)
- АБДЕМОН
- АВТОЛИК из Питаны
- АГАМЕМНОН
- АГАСИКЛ
- АГАТАРХИД Книдский
- АГАТОН
- АГАФАРХ
- АГАФОКЛ
- АГЕЛАД из Аргоса
- АГЕСАНДР с Родоса
- АГЕСИЛАЙ I
- АГЕСИЛАЙ II
- АГЕСИПОЛИД I
- АГЕСИПОЛИД II
- АГЕСИПОЛИД III
- АГИС I
- АГИС II
- АГИС III
- АГИС IV
- АГЛАОФОН
- АГОРАКРИТ
- АГРИППА (философ)
- АДМЕТ Пирридский
- АДРАСТ Афродисийский
- АКРОТАТ
- АКУСИЛАЙ
- АЛЕКСАМЕН
- АЛЕКСАНДР I Молосский
- АЛЕКСАНДР Афродисийский
- АЛЕКСАНДР из Антиохии на Меандре
- АЛЕКСАНДР Македонский
- АЛЕКСАНДР Полигистор
- АЛЕКСАНДР Ферский
- АЛКАМЕН
- АЛКАМЕН Спартанский
- АЛКЕЙ
- АЛКЕТ I Эпирский
- АЛКЕТ II
- АЛКИВИАД
- АЛКИФРОН
- АЛКМАН
- АЛКМЕОН Кротонский
- АЛЬБИН
- АМИКЛ Гераклейский
- АНАКРЕОНТ
- АНАКСАГОР из Клазомен
- АНАКСАНДР
- АНАКСАРХ
- АНАКСИДАМ
- АНАКСИЛАЙ
- АНАКСИМАНДР из Милета
- АНАКСИМЕН
- АНДОКИД (вазописец)
- АНДОКИД (оратор)
- АНДРОНИК Родосский
- АНИТА Тегейская
- АННИКЕРИД из Кирены
- АНТАЛКИД
- АНТЕНОР (скульптор)
- АНТИГОН Каристский
- АНТИМАХ из Колофона
- АНТИОХ (царь Мессении)
- АНТИОХ из Аскалона
- АНТИОХ Сиракузский