древнегреческий философ, схоларх Перипатетической школы после Аристона Кеосского (возможно, ок. 190/180). Вместе с академиком Карнеадом и стоиком Диогеном Вавилонским участвовал в знаменитом философском посольстве от Афин в Рим в 155 г. до н. э. Известно, что он возражал против учения стоиков о мировых пожарах, отстаивая тезис о вечности космоса. Его аргументы сохранил Филон Александрийский в трактате «О вечности мира»: 1) космос вечен, потому что он есть причина собственного существования и 2) космос вечен, потому что вечен человеческий род. Рассуждение философа в том и другом случае носят несколько софистический характер. В первом рассуждении, исходя из того, что «причина собственного здоровья не подвержена заболеванию и причина собственной бессонницы бессонна», он заключает, что и причина собственного существования должна быть вечна. Что космос причина собственного существования признается им на том основании, что он есть причина существования и для всех прочих сущих. Второе рассуждение, от противного, основано на переходе от части к целому: «Если космос возник, необходимо, чтобы и Земля возникла; если возникла Земля, то возникло и все человечество. Но человек вечен в смысле вечности человеческого рода, что будет доказано. Следовательно, космос вечен». Кроме того, он учил, что время представляет собой не сущность, а понятие или меру; что душа энтелехия, а разум эфирной природы; исправил определение счастья Аристотеля, понимая счастье как полноту душевных, телесных и внешних благ, где добродетель имеет не больше веса, чем остальные блага. В трактовке понятия эвдемония-счастье он, по-видимому, усвоил и стоическую терминологию, хотя в этике в целом критиковал стоиков за их учение о страстях.
Досье личности
КРИТОЛАЙ (философ)
Имя латиницей: Critolaus; Kritolaos
Пол: мужской
Дата рождения: реконструировано 00.00.235 до н.э.
Дата смерти: реконструировано 00.00.150 до н.э. Возраст (85)
Знак зодиака: Неизвестно
География: БАЛКАНЫ, ДРЕВНЯЯ ГРЕЦИЯ, СРЕДИЗЕМНОМОРЬЕ.
Ключевые слова: знание, наука, философ.
Anno: -0155