Досье личности

Ценность: 1,538 (13)

Симпатия: 1,615 (13)

дата обновления - 2018-08-20

просмотров - 3

КРАМСКАЯ Софья Ивановна

Другое имя: Юнкер-Крамская Софья Ивановна

Имя латиницей: Kramskaya Sofia Ivanovna

Пол: женский

Дата рождения: 21.08.1867

Место рождения: деревня Выползово, Владимирская губерния, Российская империя

Дата смерти: 00.00.1933 Возраст (65)

Место смерти: Санкт-Петербург, Россия

Знак зодиака: Лев

По восточному: Кот

География: РОССИЙСКАЯ ИМПЕРИЯ, РОССИЯ, СССР.

Ключевые слова: артист, графика, живопись, искусство, муза, рисунок, семья, художник.

Anno: 1890

Софья Ивановна КРАМСКАЯ

русская художница, график, портретист. Дочь художника И. Н. Крамского. Позировала для картины Крамского «Незнакомка».

Училась в частной петербургской женской гимназии, а дома, под руководством отца, брала уроки живописи. Девушкой восхищался один из учеников ее отца – художник И. Репин. Среди ее ухажеров был 30-летний А. Н. Бенуа. Ее сердце было отдано другому претенденту, молодому врачу С. Боткину, назначена дата бракосочетания, однако свадьба отменилась – Боткин влюбился в одну из подруг своей невесты, дочь П. М. Третьякова Александру Павловну – и женился на ней. В 1884 г. Крамской вместе с дочерью отправился в последнюю для него заграничную поездку для лечения своей сердечной болезни. Путешествуя по югу Франции, художница пристрастилась к живописным этюдам. Спустя много лет вышла замуж за юриста Г. Ф. Юнкера.

В последний год жизни Крамского написала его живописный портрет. Эта работа стала столь удачной, что критик В. В. Стасов позже включил его офорт, выполненный с него В. В. Мате, в свою большую статью о Крамском. После смерти отца в 1887 г. брала уроки рисования у А. Д. Литовченко, уроки акварельной живописи – у А. П. Соколова, пользовалась советами А. И. Куинджи. В начале 1890-х гг. посещала частную живописную школу в Париже, где ее опекал старый друг И. Н. Крамского скульптор М. М. Антокольский. Как продолжательница традиций отца, она стала много заниматься портретами. В 1890-1900-е гг. была приглашена для написания портретов царской семьи: она исполнила серию акварельных портретов императрицы Александры Федоровны, цесаревича Алексея, великих князей и княжон. В 1899 г. участвовала в иллюстрировании юбилейного издания к 100-летию А. С. Пушкина. На протяжении многих лет вместе с братьями заботилась об Острогожской художественной галерее, хлопотала по вопросам финансирования строительства музейного здания, по формированию коллекции. За год до революционного 1917 г., она похоронила мужа. По смерти мужа она вынуждена была отказаться от причитающегося ей наследства в Финляндии, осталась в Петрограде. Пыталась найти себе применение и при новой власти: служила в трудовой школе (1919-1920), в художественно-репродукционной мастерской при издательстве «Главнаука» (1918-1930), художником в Музее антропологии и этнографии АН в Петрограде (1925-1930), занималась устройством Антирелигиозного музея в Зимнем дворце, иллюстрировала «Историю религий» для издательства «Атеист» в Москве.

25 декабря 1930 г. была арестована за контрреволюционную пропаганду. 11 апреля вышло постановление, предписывающее выслать художницу в Восточно-Сибирский край на три года. 27 апреля должна была отправиться с этапом в Иркутск, но 28 апреля попала в больницу при изоляторе тюрьмы с диагнозом – «тяжелая форма паралича». В мае 1931 г. все же добралась до Иркутска, через три недели была переведена в Канск, через месяц – в Красноярск. Во всех пунктах своей высылки она продолжала работать: иллюстрировала местные газеты и журналы, была и фотографом, и ретушером, рисовала плакаты и лозунги. Но в Красноярске с ней случился второй удар, отнялась левая часть тела. Написала просьбу о помиловании М. И. Калинину, но это не помогло. Не в силах выдержать чудовищные условия, она обратилась с письмом к Е. П. Пешковой с мольбой о помощи, и та действительно стала ходатайствовать. 28 февраля 1932 г. было возбуждено ходатайство о пересмотре дела Юнкер-Крамской в связи с неизлечимой болезнью, а также в связи с тем, что ссыльная «не представляет социальной опасности». Художница была полностью освобождена 25 марта 1932 г. по состоянию здоровья и тогда же вернулась домой. Вернувшись в Ленинград, она через несколько месяцев написала благодарственное письмо Пешковой и вскоре скончалась. Была реабилитирована в 1989 г. Из творческого наследия сохранилось лишь немногое, что-то сгорело при пожаре (как в Острогожском музее), что-то погибло в частных коллекциях во время революции, что-то просто сгинуло, а что-то осталось в «неизвестных» авторах – из-за ее ареста побоялись выставлять или зачернили имя художницы. Только после падения советской власти имя художницы стало выходить из небытия, сотрудниками музеев разыскиваются ее произведения.

Медиа (0)
Связи (16)
Источники (3)
Обсуждение
comments powered by HyperComments
Наверх