Досье личности

Ценность: 1,846 (13)

Симпатия: 1,769 (13)

дата обновления - 2013-05-22

просмотров - 4

КОЗОЛУПОВА Галина Семеновна

Имя латиницей: Kozolupova Galina Semenovna

Пол: женский

Дата рождения: 26.08.1912

Место рождения: Москва, Россия

Дата смерти: 30.12.1990 Возраст (78)

Место смерти: Москва, Россия

Знак зодиака: Дева

По восточному: Крыса

География: РОССИЯ, СССР.

Ключевые слова: виолончелист, искусство, музыка.

Anno: 1933

Галина Семеновна КОЗОЛУПОВА

российская виолончелистка, заслуженный деятель искусств РСФСР (1966). Дочь С. М. Козолупова и Н. Н. Федотовой-Козолуповой. Сестра И. С. Козолуповой и М. С. Козолуповой. В 5-летнем возрасте проявила незаурядные способности, осваивая игру на фортепиано под руководством матери. С 12 лет начала занятия на виолончели у отца, пройдя за 6 лет (1924-1930) все ступени обучения. Ее выступление в 1930 г. на выпускных экзаменах в Московской консерватории стало подлинной сенсацией (имя Козолуповой занесено на мраморную доску выдающихся выпускников Московской консерватории). В 1933-1935 гг. занималась в Школе высшего художественного мастерства при консерватории. В 1930-е гг. начала выступать как солистка Московской филармонии, Всесоюзного радио, ВГКО. Ее исполнительский почерк отличался поэтичной одухотворенностью звучания инструмента, многокрасочностью тембровой палитры, пластикой штрихов, гибкостью и логикой фразировки. Особенно удавались ей интерпретации сочинений И. С. Баха, Й. Гайдна, Л. ван Бетховена, А. Корелли, А. Вивальди, Л. Боккерини (интерпретация его Концерта для виолончели D-dur считается одним из эталонов в концертной практике виолончелистов). Особое место в ее творческой жизни занимали выступления в дуэте с сестрой Ириной (постоянный ансамбль), в трио с участием младшей из сестер, Марины. Не менее ярко в 1930-40-е гг. заявило о себе фортепианное трио в составе Н. П. Емельяновой, Г. В. Бариновой и Козолуповой. В 1966 г. с триумфом участвовала в 7-м Международном фестивале в Веймаре. Музыкальные обозреватели единодушно отмечали мастерство артистки, пластичность используемых ею приемов игры, гармонию художественного воплощения. Продолжая педагогические традиции семьи, с 1932 г. начала преподавать в Особой группе для одаренных детей (позднее ЦМШ), с 1935 г. – в Московской консерватории (в течение 2 лет была ассистентом отца, затем получила собственный класс, работала до 1974). Опираясь на крупнейшие достижения школы Козолупова, проявила самостоятельность и самобытность в области методики обучения игре на виолончели. Главный смысл занятий видела в развитии художественного мышления и творческих возможностей студентов. Большое внимание на уроках уделяла концертам и сонатам Н. Я. Мясковского, Д. Д. Шостаковича, С. С. Прокофьева, А. И. Хачатуряна, Д. Мийо, М. Регера, П. Хиндемита и многих других. Поощряя темпераментность исполнения, остро реагировала на малейшую нарочитость толкования замысла, возникновение в нем сентиментальности, ложной патетики. Среди учеников: И. Берман, Н. Гаврыш, Т. Гайдамович, В. Грановский, Ю. Иванов, С. Кальянов, Т. Прийменко, Н. Пушечников, В. Саркисов, Н. Сильвестров, Ю. Туровский. «Звездным часом» педагогического искусства Козолуповой явилось выступление ее ученицы Н. Гутман на Втором международном конкурсе виолончелистов им. П. И. Чайковского в Москве (1962). В 1966-1974 гг. ежегодно бывала на фестивале в Веймаре, куда специально для консультаций с ней приезжали многие молодые виолончелисты из разных стран Европы. В 1986 г. опубликовала книгу, посвященную жизни и деятельности отца (С. М. Козолупов. «Жизнь и творчество», Моссква, 1986). Лауреат 1-го Всесоюзного конкурса музыкантов-исполнителей в Москве (1933, 2-я премия).

Медиа (0)
Связи (19)
Источники (3)
  • В. И. Бородулин. Всемирный биографический энциклопедический словарь. - Москва, Большая Российская энциклопедия, 1998
  • Б. С. Штейнпресс. Энциклопедический музыкальный словарь. - Москва, Советская энциклопедия, 1966
  • http://www.mosconsv.ru
Обсуждение
comments powered by HyperComments
Наверх