Досье личности

Ценность: 3,412 (17)

Симпатия: 3,706 (17)

дата обновления - 2020-09-06

просмотров - 14

КОТЛЯРЕВСКИЙ Иван Петрович

Имя латиницей: Kotlyarevskij Ivan Petrovich

Пол: мужской

Дата рождения: 09.09.1769

Место рождения: Полтава, Украина

Дата смерти: 10.11.1838 Возраст (69)

Место смерти: Полтава, Украина

Знак зодиака: Дева

По восточному: Бык

География: РОССИЙСКАЯ ИМПЕРИЯ, РОССИЯ, УКРАИНА.

Ключевые слова: автор, литература, ЛИЧНОСТИ журнал, основатель, писатель.

Anno: 1798

Иван Петрович КОТЛЯРЕВСКИЙ

украинский писатель, автор «Энеиды», первого художественного произведения на разговорном украинском языке того времени. Один из идеологов Просвещения на Украине. Семья Котляревских принадлежит к гетманским старшинным родам. В 1780-1789 гг. учился в Полтавской духовной семинарии. В 1789-1793 гг. работал канцеляристом, в 1793-1796 гг. – домашним учителем в сельских помещичьих семьях. В 1796-1808 гг. находился на военной службе. 1-го апреля 1796 г. определен кадетом в Северский драгунский полк, 11 июля 1796 г. произведен в аудиторы, в 1798 г. переименован в прапорщики, 8 января 1799 г. произведен в подпоручики, а 5 февраля этого же года, в поручики. В 1802 г. был прикомандирован в качестве инспекторского адъютанта к инспектору Днестровской и Крымской инспекции генералу от кавалерии маркизу Дотишампу. Затем, с 1806 по 3 ноября 1807 гг. продолжает службу в качестве адъютанта барона Мейндорфа, командира 2-го корпуса войск, предназначенных для войны с турками. 12 апреля 1806 г. произведен в штабс-капитаны. В 1806-1807 гг. в ранге штабс-капитана принимал участие в русско-турецкой войне 1806-1812 гг., был участником осады Измаила. В 1808 г. вышел в отставку. С 1810 г. работал надзирателем «Дома для воспитания детей бедных дворян». В 1812 г. во время похода Наполеона І Бонапарта на Россию с разрешения генерал-губернатора Я. И. Лобанова-Ростовского, сформировал в городке Горошине Хорольского уезда на Полтавщине 5-й украинский казачий полк (при условии, что полк будет сохранен после окончания войны как постоянное казацкое войско), за что получил чин майора. В 1816-1821 гг. – директор Полтавского театра. В 1818 г. вместе с В. Лукашевичем, В. Тарнавским и др. входил в состав полтавской масонской ложи «Любовь к истине». Оказывал содействие выкупу М. С. Щепкина из крепостничества. В 1827-1835 гг. – попечитель богоугодных заведений. Литературную деятельность начал около 1794 г. Автор «Энеиды» (1798, 3 части; 1842 – полное посмертное издание), несколько раз переиздававшейся под названием «Вергилиева Энеида. На малороссийский язык перелицованная И. Котляревским». Взяв за основу сюжетную канву одноименной поэмы Вергилия, а также одноименную пародийную поэму Николая Осипова на русском языке (где Эней изображен как русский «удалой детина»), писатель в традициях бурлеска создал свое оригинальное художественное произведение. В поэме автор воссоздал разные стороны жизни украинского общества во второй половине XVIII в. Национальная окраска и сочувствие к судьбе простого народа обусловили большой успех «Энеиды» среди современников. Под влиянием имевшей большой успех среди украинской и русской публики «Энеиды» «малорусское наречие» долгое время воспринималось (в т. ч. и многими украинскими писателями) как тесно связанное с бурлескной тематикой и «низким штилем». Сам Котляревский и его современники рассматривали «малороссийскую» литературу как региональное дополнение к русской, не претендующее на равноправный с ней статус или полифункциональность, а «малороссийский язык» как таковой использовали прежде всего с юмористической целью. Поэтому писатели украинского романтизма, с 1840-х гг. утверждавшие украинский язык в более широком стилевом и тематическом диапазоне, стремились отмежеваться от традиций Котляревского – «котляревщины». Тарас Шевченко, в 1838 г. написавший на смерть поэта восторженные стихи «На вечную память Котляревскому», в котором прославлял его как творца бессмертной «Энеиды», в 1847 г. аттестовал «Энеиду» как «сміховину на московський шталт». В 1861 г. известный писатель и общественный деятель, друг Шевченко Пантелеймон Кулиш назвал Котляревского выразителем «антинародных образцов вкуса», от души поиздевавшимся в своей «Энеиде» над «украинской народностью», выставившем напоказ «все, что только могли найти паны карикатурного, смешного и нелепого в худших образчиках простолюдина», а язык поэмы назвал «образцом кабацкой украинской беседы». По мотивам поэмы были созданы оперы «Эней в странствии» (композитор Я. Е. Лопатинский) и «Энеида» (композитор H. Лысенко, либретто Г. Садовского). В 1804 г. написал «Песню на Новый 1805 год господину нашему и отцу Алексею Борисовичу Кукарину» (впервые опубликованная Я. Ф. Головацким в журнале «Пчела» в 1849). В 1819 г. Котляревский написал для Полтавского театра пьесы «Наталка-Полтавка» (изд. 1838, поставлена в 1819) и водевиль «Солдат-колдун» (изд. 1841), которые стали точкой отсчета новой украинской драматургии. H. Лысенко, использовав задел своих предшественников (О. Барсицького, А. Едлички) создал музыку к «Наталке-Полтавке».

Медиа (0)
Связи (27)
Источники (15)
Факты (1 )

06.02.2013 Мартыненко Ольга

 

Оказывается, на всех известных портретах ивана котляревского изображен вовсе не автор «энеиды»

Анна ВОЛКОВА «ФАКТЫ» (Полтава)

26.09.2001

 

Насколько нам известно, опубликованную 22 мая этого года в «ФАКТАХ» статью «Искусствовед Ким Скалацкий утверждает, что изображенный на десятигривневой купюре Иван Мазепа не имеет ничего общего даже с лжепортретами украинского гетмана» перепечатали несколько зарубежных изданий, в частности России и Израиля. И это неслучайно: мол, в Украине не знают своих известных исторических деятелей в лицо.

 

Полтавский искусствовед Ким Григорьевич Скалацкий, долгие годы проработавший директором Художественного музея, приготовил читателям «ФАКТОВ» еще одно сенсационное открытие. По его убеждению, основатель современного украинского языка, классик национальной литературы Иван Петрович Котляревский выглядел несколько иначе, чем на картинках в школьных учебниках.

В словаре Брокгауза и Ефрона Иван Петрович до сих пор именуется Александром Онисимовичем

Это открытие Ким Григорьевич сделал совершенно случайно. Просматривая первый том только что переизданного в России энциклопедического словаря Брокгауза и Ефрона, он вдруг среди «русских деятелей» увидел знакомые черты, в которых угадывался Котляревский. Правда, подпись под изображением указывала на то, что это Александр Онисимович Аблесимов, русский сатирик и драматург, ставший знаменитым благодаря комической опере «Мельник, колдун, обманщик и сват». Поняв, что издатели даже не догадывались, кто изображен на портрете, искусствовед поднял на ноги своих коллег в Киеве, Харькове, Москве, Санкт-Петербурге, Костроме, Галиче. Он попросил их разыскать в архивах, библиотеках, музеях портрет Аблесимова. И тут-то оказалось, что ни в одном -- ни прижизненном, ни посмертном -- издании произведений этого автора его портрета нет. И лишь в изданной в 1901 году книге «Галерея русских писателей» нашли хорошую репродукцию портрета с подписью «Александр Онисимович Аблесимов» (он же Иван Котляревский) с очень ценной подписью: «С портрета масляными кр. , находящегося у А. Е. Носа».

-- Каким образом портрет стал собственностью харьковского присяжного поверенного Носа и сохранился ли он, доподлинно неизвестно, -- говорит Ким Скалацкий.  — Зато остались воспоминания Степана Стеблин-Каминского -- сына одного из лучших друзей Ивана Петровича Павла Стеблин-Каминского (он поставил первый памятник на могиле писателя). Описывая обстановку хаты Котляревского, Степан Павлович писал: «Стены были украшены портретами императора Александра I и самого хозяина, написанного в натуральную величину красками простой кисти… » ( в другом варианте: «работы местного маляра»). Это же подтверждал и сосед классика протоиерей Иван Мазанов. В письме к академику-слависту из Харькова Измаилу Срезневскому от 28 ноября 1838 года он писал, что был у Ивана Петровича на именинах и «попросил разрешения на снимок его портрета, который сделан десять лет назад… » В этом же письме Мазанов отправил Срезневскому (тот собирался писать биографию Котляревского) портрет писателя с таким сопровождением: «Настоящий оригинал, снятый десять лет назад. Уверяю вас, что он очень похожий… ». Однако биографию Измаил Иванович, выехавший вскоре на три года за границу, так и не написал, а судьба портрета до сих пор остается неизвестной.

-- Позвольте, а какая же все-таки связь между исчезнувшим портретом и портретом из коллекции Носа?

-- Скорее всего, второй сделан на основе первого. Моя уверенность базируется не только на том, что литография в те времена делалась в Харькове, да и иного образца не существовало.

Похоже, кто-то перепутал творчество нашего земляка с творчеством русского сатирика Аблесимова

-- Ким Григорьевич, каким же образом из Котляревского сделали Аблесимова?

-- Хотел бы я это знать. Допускаю, что при подготовке издания 1901 года о русских писателях кто-то указал на нашего земляка, перепутав его творчество с творчеством Аблесимова. Последний, как известно, писал довольно острые, но посредственные элегии, эпиграммы, эпитафии, сказки в стихах. А в основу увертюры его оперы «Мельник, колдун, обманщик и сват», которая полстолетия — очень редкий успех! -- не сходила с театральных сцен Москвы, Петербурга, Харькова, положена украинская песня «Ой, гай, гай зелененький». Но, как говорится, слышали звон, да не знали, где он.

И еще одна существенная деталь. Аблесимов на лжепортрете одет в двубортный фрак, который носили в первой половине двадцатых годов ХIХ столетия, а в провинции немного дольше. На его шее завязан бантом белый платок, который вошел в моду после жабо (его носили в 1810 — 15 годах). То есть Аблесимов, умерший в 1783 году, никак не мог так одеваться. В то же время, по воспоминаниям самого Котляревского, он любил простую одежду: черный сюртук, иногда фрак, почти никогда не расставался с белой шейной повязкой.

-- А как описывали современники внешность Котляревского?

-- «Внешние черты его лица были не красивые, однако приятные», «Внешне он был типичный малорос: на лице были заметны следы оспы, несмотря на это, оно было приятное, энергичное; волосы черные, как смола, зубы белые, нос римский; моложавость сохранилась в нем почти до преклонных лет, ростом был высокий, статный, взгляд живой, проникновенный, улыбка не сходила с его уст» -- это из воспоминаний Степана Стеблина-Каминского. Осталось довольно много подтверждений того, что Иван Котляревский имел удлиненное лицо с «улыбкой выразительной, оригинальной», в конце двадцатых годов ХIХ столетия был уже совсем седым, а его морщины возле бровей и на лбу казались живыми. Сравните этот словесный портрет с портретом неизвестного автора из коллекции А. Е. Носа, который даже Брокгауз и Ефрон выдают за Аблесимова.

-- Да, сомнения сразу же исчезают. Однако существуют еще несколько портретов автора «Энеиды» и «Наталки Полтавки». Один из них -- знаменитого портретиста Владимира Боровиковского, написанный в 1818 году, который находится в Музее Тараса Шевченко в Киеве.

-- Возможно, это какой-то другой Котляревский, только не Иван Петрович. Что общего у этого молодого человека с Иваном Петровичем? Черные глаза? Пожалуй. Прическа? Может быть. Однако лицо не удлиненное, а обычное круглое, нос не римский, а «картошкой». Оригинальная выразительная улыбка? Нет. Да и на вид ему лет под 30, а Котляревскому в 1818 году было 49. Существуют и более важные моменты. Например, орден святой Анны 3 степени на портрете Боровиковского. Действительно, в характеристике штабс-капитана И. П. Котляревского говорится о том, что он, находясь на военной службе и участвуя в открытии войны с турками, «за оказанные в сем случае подвиги: пожалован в 1807 году орденом св. Анны 3-го класса». С 1815 года он стал орденом 4-й степени, и носили его не на левой стороне груди, а на эфесе шпаги. Следовательно, в 1818 году Иван Котляревский мог носить награду на шпаге!

Историк и этнограф Пассек, в 1837 году гостивший у Котляревского, так описывал его: был он «среднего роста, широкоплечий и крепкий». А кого мы видим на портрете кисти Боровиковского? Молодого человека с непропорционально узким правым плечом, а левой руки ниже локтя у него вообще нет. Объяснить эти детали профессиональной неграмотностью художника нельзя.

Некрасивый портрет автора «Энеиды» не удовлетворил издателей

-- Давайте вкратце остановимся на литографиях Башилова, друга Тараса Шевченко, и Червякова, известной всем по школьным учебникам.

-- Нет никаких сомнений, что профессиональный художник Михаил Башилов рисовал портрет Ивана Котляревского из имеющегося у Срезневского. Как человек со специальным образованием, он легко управляется с одеждой, позволяя себе некоторые изменения в деталях, однако его преимущество над «местным маляром» не пошло на пользу портрета в целом. Башилов не справился с рисунком головы. Неудачные анатомические отступления и просчеты автора лишили писателя живого колорита, оригинального характера лица, хотя, может быть, и сделали его моложе. Похоже, именно это, в совокупности с некрасивыми чертами лица, не удовлетворило издателей произведений писателя. Портрет был опубликован всего дважды. Начиная с 1862 года с легкой руки издателя Пантелеймона Кулиша все начали пользоваться литографией Червякова, которая удовлетворила широкую публику. Его портрет выполнен грамотно, только художник нивелировал индивидуальные черты Котляревского, навел на него хрестоматийный глянец. Вышел какой-то равнодушный, несколько меланхоличный человек. А ведь друг Котляревкого Стеблин-Каминский вспоминал о нем как о веселом рассказчике, душе дружных компаний, азартном игроке в карты, любителе национальной кухни и хорошего вина, табака. Он обожал исполнять комичные роли, развлекать дам смешными историями, присказками, анекдотами…

-- Почему бы вам, Ким Григорьевич, как художнику, досконально изучившему биографию и все описания Ивана Котляревского, не приступить к работе над его портретом?

-- Я об этом уже давно думал. Считаю, что справедливость по отношению к великому литератору должна быть восстановлена. И вовсе не обязательно для этого, как предлагают некоторые, тревожить его прах, чтобы по черепу воссоздать облик.

 

Обсуждение
comments powered by HyperComments
Наверх