Досье личности

Ценность: 1,167 (12)

Симпатия: 1,167 (12)

дата обновления - 2008-09-11

просмотров - 4

КЛЮН Иван Васильевич

Другое имя: Клюнков Иван Васильевич – наст. фам.

Имя латиницей: Klyun Ivan Vasil`evich

Пол: мужской

Дата рождения: 01.09.1873

Место рождения: деревня Большие Горки, Владимирская губерния, Россия

Дата смерти: 13.12.1943 Возраст (70)

Место смерти: Москва, Россия

Знак зодиака: Дева

По восточному: Петух

География: РОССИЯ, СССР.

Ключевые слова: живопись, искусство, художник.

Anno: 1910

Иван Васильевич КЛЮН

российский художник. В 1881 г. переселился вместе с семьей на Украину. В 1890-е гг. работал вместе с отцом на сахарном заводе в местечке Рамонь (Воронежская губерния), затем жил в семье дяди в Ломже (Королевство Польское в составе России). Учился в рисовальной школе при Обществе поощрения художеств в Варшаве (1896). Обосновавшись с 1898 г. в Москве, посещал вплоть до 1908 г. студии И. И. Машкова, Ф. И. Рерберга и другие школы-студии. Для подписей под картинами изменил свою фамилию «Клюнков» на «Клюн», чтобы не было неприятностей по службе (до 1927 г. с перерывами служил бухгалтером – отсюда повторяющийся в его искусстве мотив арифмометра). С 1913 г. участвовал на выставках «Союза молодежи» и других авангардных экспозициях, в 1916 г. вступил в основанное К. С. Малевичем недолговечное общество «Супремус». Работал в отделе ИЗО (Коллегия по делам изобразительных искусств) Наркомпроса и преподавал во ВХУТЕМАСе (Высшие художественно-технические мастерские, 1918), с 1920 г. был сотрудником ИНХУКа (Институт художественной культуры) и РАХН (Российская академия художественных наук). Сотрудничал с объединениями ОСТ и «Четыре искусства». В ранний период прошел практически через все направления модерна и начального авангарда, окончательно творчески сформировавшись в кубистических – с элементами поэтического абсурда (или «зауми») – вещах (серия «Голова пильщика», 1914-1915). Создавал контррельефы и скульптуры как бы из кусочков разъятого на составные части мира («Пробегающий пейзаж», ок. 1915; «Музыкант», 1916; оба – дерево, металл и другие материалы, Третьяковская галерея). Своей вершины, вероятно, достиг в «сферических композициях» начала 1920-х гг., выделяющихся особой, как бы «космически-мерцающей» цветографической экспрессией («Беспредметное по принципу свет-цвет», 1921, там же). В полемике с приверженцами «производственного искусства» отстаивал принципы беспредметной картины – картины как чистого художественного эксперимента, а не технического «проекта». Период пуризма или своего рода посткубизма второй половины 1920 – начала 1930-х гг. завершился у Клюна переходом к традиционно-фигуративной живописи, которая, однако, не принесла ему успеха: исключенный из кооператива «Всекохудожник» (1938), он зарабатывал на жизнь мелкими заказами (рисунки к альбому «Пороки древесины» для Института лесного хозяйства, 1938).

Медиа (2)

Иван Васильевич КЛЮН в фотографиях:

Связи (4)
Источники (3)
Обсуждение
comments powered by HyperComments
Наверх