Досье личности

Ценность: 1 (11)

Симпатия: 1 (11)

дата обновления - 2011-10-13

просмотров - 4

ХИЛЬФЕРДИНГ Франц

Другое имя: Гильфердинг Франц

Имя латиницей: Hilverding Franz

Пол: мужской

Дата рождения: 17.11.1710

Место рождения: Вена, Австрия

Дата смерти: 29.05.1768 Возраст (57)

Место смерти: Вена, Австрия

Знак зодиака: Скорпион

По восточному: Тигр

География: АВСТРИЯ, РОССИЯ.

Ключевые слова: артист, балет, искусство, театр.

Anno: 1750

Франц ХИЛЬФЕРДИНГ

австрийский артист балета и балетмейстер. Один из выдающихся реформаторов балетного театра эпохи Просвещения. Мировая балетная историография называет его предшественником Жана Жоржа Новера (1727-1810), создателя современного балетного искусства как отдельного театрального жанра. Родился в семье странствующих артистов. Учился в Придворной танцевальной школе в Вене, после чего стал танцовщиком в венской балетной труппе. Но уже через какое-то время он оказался в Брно, где учился танцевальному искусству, а затем продолжил обучение в Париже, где его педагогом стал Мишель Блонди. Вернувшись в Вену, он с 1735 г. стал артистом балета придворного театра, а с 1737 г. – балетмейстером. В 1742 г. был назначен балетмейстером в Театре «Kärntnertor». Он вновь приступил к работе, но это был уже другой артист, видевший и осуществляющий новый вид танца: он соединяет танец и драматургию в единый спектакль. Начал свою деятельность с постановки сюжетных комедийных балетов, на сцене появляются его первые комедийные сюжетные творения: «Прядильщица, или Голландский трактир», «Кума, подай мне кочергу», «Игра в фанты», выводившие на сцену реальных персонажей из окружающей жизни – на сцену вышли новые образы-персонажи: крестьяне, солдаты, мельники, лесничие и др., которые исполняли особые танцы, со специфической народной пластикой. Роли эти еще не занимали на сцене главенствующего положения, новаторство заключалось в самом их появлении. Очень скоро он обратился к более серьезным темам. Среди его хореографических постановок огромное место занимают представления на сюжеты пьес известных драматургов. В 1742 г. он сочинил пантомимные балеты-трагедии «Британик» на сюжет трагедии Расина, «Идоменей» по пьесе Кребийона, «Альзира» по пьесе Вольтера. Немало обращался к мифическим сюжетам: балеты «Пигмалион», «Орфей и Эвридика», «Вакх и Ариадна» и др. Эти постановки и их стилистику он продолжал возобновлять и на других сценах. В 1749 г. получил должность балетного мэтра (то есть и первого танцовщика, и постановщика танцев). С 1752 по 1757 гг. он поставил в различных венских театрах более 30 балетных композиций, в которых провозглашал слияние драматургии и танца, оказавшись в этом в какой-то степени предтечей Новера и наряду с ним создавший невиданный доселе жанр ballet d`action – сюжетный балет. Хильфердинг ставил целью превратить балет в самостоятельный театральный жанр и потому особое внимание уделял драматургии балетного спектакля и ее воплощению при помощи пластических форм – мимики, жеста, пантомимы. Он заставил артистов выходить на сцену без масок, показав настоящие человеческие лица, тем самым приблизив действо на сцене к человеческим образам. Музыку к его балетам в основном сочиняли венские композиторы И. Я. Гольцбауэр (1711-1783; дирижер придворного театра в Вене, затем в Штутгарте, затем в Мангейме) и И. Старцер (1726-1787; некоторое время работавший в России), французский композитор Жан-Филипп Рамо (1683-1764). В 1758 или в 1759 г., получив приглашение возглавить императорский балет в России, прибыл в Санкт-Петербург, сменив на этом посту итальянского хореографа Антонио Ринальди. Там в должности главного балетмейстера он проработал до 1764 г., поставив за пять лет службы в Петербургской императорской труппе свыше 20 балетов; среди его петербургских постановок: «Прибежище добродетели» по сценарию А. Сумарокова (1759), «Возвращение Весны, или Победа Флоры над Бореем» (1760), «Амур и Психея» (1762, к коронации императрицы Екатерины II), «Пигмалион, или Ожившая статуя» (1763). В 1764 г. вернулся в Вену.

Медиа (0)
Источники (2)
  • http://cyclowiki.org
  • Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия, 2006
Обсуждение
comments powered by HyperComments
Наверх