австрийский артист балета и балетмейстер. Один из выдающихся реформаторов балетного театра эпохи Просвещения. Мировая балетная историография называет его предшественником Жана Жоржа Новера (1727-1810), создателя современного балетного искусства как отдельного театрального жанра. Родился в семье странствующих артистов. Учился в Придворной танцевальной школе в Вене, после чего стал танцовщиком в венской балетной труппе. Но уже через какое-то время он оказался в Брно, где учился танцевальному искусству, а затем продолжил обучение в Париже, где его педагогом стал Мишель Блонди. Вернувшись в Вену, он с 1735 г. стал артистом балета придворного театра, а с 1737 г. – балетмейстером. В 1742 г. был назначен балетмейстером в Театре «Kärntnertor». Он вновь приступил к работе, но это был уже другой артист, видевший и осуществляющий новый вид танца: он соединяет танец и драматургию в единый спектакль. Начал свою деятельность с постановки сюжетных комедийных балетов, на сцене появляются его первые комедийные сюжетные творения: «Прядильщица, или Голландский трактир», «Кума, подай мне кочергу», «Игра в фанты», выводившие на сцену реальных персонажей из окружающей жизни – на сцену вышли новые образы-персонажи: крестьяне, солдаты, мельники, лесничие и др., которые исполняли особые танцы, со специфической народной пластикой. Роли эти еще не занимали на сцене главенствующего положения, новаторство заключалось в самом их появлении. Очень скоро он обратился к более серьезным темам. Среди его хореографических постановок огромное место занимают представления на сюжеты пьес известных драматургов. В 1742 г. он сочинил пантомимные балеты-трагедии «Британик» на сюжет трагедии Расина, «Идоменей» по пьесе Кребийона, «Альзира» по пьесе Вольтера. Немало обращался к мифическим сюжетам: балеты «Пигмалион», «Орфей и Эвридика», «Вакх и Ариадна» и др. Эти постановки и их стилистику он продолжал возобновлять и на других сценах. В 1749 г. получил должность балетного мэтра (то есть и первого танцовщика, и постановщика танцев). С 1752 по 1757 гг. он поставил в различных венских театрах более 30 балетных композиций, в которых провозглашал слияние драматургии и танца, оказавшись в этом в какой-то степени предтечей Новера и наряду с ним создавший невиданный доселе жанр ballet d`action – сюжетный балет. Хильфердинг ставил целью превратить балет в самостоятельный театральный жанр и потому особое внимание уделял драматургии балетного спектакля и ее воплощению при помощи пластических форм – мимики, жеста, пантомимы. Он заставил артистов выходить на сцену без масок, показав настоящие человеческие лица, тем самым приблизив действо на сцене к человеческим образам. Музыку к его балетам в основном сочиняли венские композиторы И. Я. Гольцбауэр (1711-1783; дирижер придворного театра в Вене, затем в Штутгарте, затем в Мангейме) и И. Старцер (1726-1787; некоторое время работавший в России), французский композитор Жан-Филипп Рамо (1683-1764). В 1758 или в 1759 г., получив приглашение возглавить императорский балет в России, прибыл в Санкт-Петербург, сменив на этом посту итальянского хореографа Антонио Ринальди. Там в должности главного балетмейстера он проработал до 1764 г., поставив за пять лет службы в Петербургской императорской труппе свыше 20 балетов; среди его петербургских постановок: «Прибежище добродетели» по сценарию А. Сумарокова (1759), «Возвращение Весны, или Победа Флоры над Бореем» (1760), «Амур и Психея» (1762, к коронации императрицы Екатерины II), «Пигмалион, или Ожившая статуя» (1763). В 1764 г. вернулся в Вену.
Досье личности
ХИЛЬФЕРДИНГ Франц
Другое имя: Гильфердинг Франц
Имя латиницей: Hilverding Franz
Пол: мужской
Дата рождения: 17.11.1710
Место рождения: Вена, Австрия
Дата смерти: 29.05.1768 Возраст (57)
Место смерти: Вена, Австрия
Знак зодиака: Скорпион
По восточному: Тигр
Ключевые слова: артист, балет, искусство, театр.
Anno: 1750
Франц ХИЛЬФЕРДИНГ
- http://cyclowiki.org
- Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия, 2006
- ПСОТА Иво Ваня
- ПУНЬИ Чезаре
- ПУШКИН Александр Иванович
- РАДУНСКИЙ Александр Иванович
- РАЙНЕР Ивонна
- РАМБЕР Мари
- РАМИШВИЛИ Нина Шалвовна
- РАМО Пьер
- РАНДВИЙР Тийу Александровна
- РОББИНС Джером
- РОЗЕН Эльза Марианне фон
- РУБИНШТЕЙН Ида Львовна
- РУЗИМАТОВ Фарух Садуллаевич
- РУМНЕВ Александр Александрович
- РЫЖЕНКО Наталия Ивановна
- РЯБУШИНСКАЯ Татьяна Михайловна
- РЯБЦЕВ Владимир Александрович
- САБАЛЯУСКАЙТЕ Геновайте Константино
- САБИРОВА Малика Абдурахимовна
- САЛЛЕ Мария
- САМОДУРОВ Вячеслав Владимирович
- САМОХВАЛОВА Майя Николаевна
- САНКОВСКАЯ Екатерина Александровна
- САХАРОВА Людмила Павловна
- САХЬЯНОВА Лариса Петровна
- СЕДОВА Юлия Николаевна
- СЕМЕНОВ Владилен Григорьевич
- СЕМЕНОВА Марина Тимофеевна
- СЕМЕНЯКА Людмила Ивановна
- СЕМИЗОРОВА Нина Львовна
- СЕН-ЛЕОН Артюр
- СЕРГЕЕВ Константин Михайлович
- СЕРГЕЕВА Аксинья
- СЕРТ Хосе Мария
- СИГАЛОВА Алла Михайловна
- СИЗОВА Алла Ивановна
- СКИБИН Юрий Борисович
- СЛОНИМСКИЙ Юрий Иосифович
- СМИРНОВ Виктор Викторович
- СМОЛЬЦОВ Виктор Васильевич
- СМОЛЬЦОВ Иван Васильевич
- СОКОЛОВ Сергей Петрович
- СОКОЛОВА Евгения Павловна
- СОЛОВЬЕВ Юрий Владимирович
- СОЛОГУБ Наталья Александровна
- СОРОКИНА Нина Ивановна
- СПЕСИВЦЕВА Ольга Александровна
- СТЕПАНЕНКО Галина Олеговна
- СТРУЧКОВА Раиса Степановна
- СУХИШВИЛИ Илья Ильич
- СУЭЙЗИ Патрик
- СЮБЛИНИ Мари-Терез де
- ТАЛЬОНИ Мария
- ТАЛЬОНИ Филиппо
- ТАМАРА ХАНУМ
- ТАЯКИНА Татьяна Алексеевна
- ТЕЛЕШОВА Екатерина Александровна
- ТИМОФЕЕВА Нина Владимировна
- ТИХОМИРОВ Василий Дмитриевич
- ТИХОНОВА Нина Александровна
- ТКАЧЕНКО Тамара Степановна
- ТОКОМБАЕВА Айсулу Асанбековна
- ТОРНАГИ Иола Игнатьевна
- ТРЕФИЛОВА Вера Александровна