Досье личности

Ценность: 1,25 (12)

Симпатия: 1,333 (12)

дата обновления - 2023-05-11

просмотров - 3

ХАУЗЕР Каспар

Другое имя: Каспар Гаузер

Имя латиницей: Kaspar Hauser / Casparus Hauser

Пол: мужской

Дата рождения: 30.04.1812

Место рождения: Нюренберг, Германия

Дата смерти: 17.12.1833 Возраст (21)

Место смерти: Ансбах, Гермаия

Знак зодиака: Телец

По восточному: Обезьяна

География: БАВАРИЯ, ГЕРМАНИЯ.

Ключевые слова: жертва, инвалид, сирота, феномен.

Anno: 1828

Каспар ХАУЗЕР

юноша, известный своей таинственной судьбой найдёныш, одна из загадок XIX века. Юноша, практически не умевший ходить и говорить, был найден в Нюрнберге, в Троицын день 1828 года, и убит неизвестным пять лет спустя. Несмотря на все усилия и огромную награду, назначенную баварским королём, ни подлинное имя, ни происхождение Каспара, ни причину его убийства, ни личность убийцы официально установить так и не удалось. По рассказам самого Каспара, замок Бойгген, неподалёку от Базеля, и звучание венгерского и немецкого языков вызывали у него смутные воспоминания детства, при том что в возрасте 3 или 4 лет юный Каспар был заключён неизвестным в подземную камеру, где в полном одиночестве жил до шестнадцати лет, пока не был найден и доставлен в Нюрнберг. Народная молва и ряд исследователей упорно считают Каспара наследным принцем баденского престола, похищенным из колыбели (официально «умершим»), чей трон занял узурпатор. Окончательного ответа, кем был на самом деле Каспар Хаузер, нет до нынешнего времени.

Каспар Хаузер вписывается в современный европейский образ "ребенка-волка" и он стал, возможно, самым известным образцом жанра. В результате его история вдохновила множество литераторов имузыкантов. 

У Германа Мелвилла в книге "Доверенный человек", опубликованной в 1857 году, анонимный участник толпы, пытающийся установить личность "незнакомца", очевидно глухонемого, предполагает, что это может быть "Каспер Хаузер". 

Каспар Хаузер вдохновил французского поэта Поля Верлена на написание стихотворения "Песнь Гаспара Хаузера", в котором он видит себя в роли Гаспара, опубликованного в его книге "Мудрецы" (1880).

Возможно, самым влиятельным художественным произведением о Каспере Хаузере был роман Якоба Вассермана 1908 года "Каспар Хаузер, или Измена герцена" ("Каспар Хаузер, или Инерция сердца"), который в значительной степени обеспечил его популярность в Германии.

В 1913 году Георг Тракль написал стихотворение "Каспар Хаузер солгал" ("Песня Каспара Хаузера"). Оно отсылает к произведениям Верлена и Вассермана и было названо "самым ярким" выражением литературного тропа, в котором Каспар Хаузер "олицетворял природного поэтического гения, затерянного в чужом мире, лишенного дома, чувства происхождения и привязанности и боящегося жестокого, но неопределенного будущего". Мартин Хайдеггер процитировал это стихотворение в своем эссе о поэзии и языке "Unterwegs zur Sprache".

В 1963 году Марианна Хаузер дала вымышленный рассказ о жизни Каспара Хаузера в своем романе "Принц Измаил".

В 1967 году австрийский драматург Петер Хандке опубликовал свою пьесу "Каспар". В 1994 году английский поэт Дэвид Константайн исследовал историю и ее персонажей в книге "Каспар Хаузер: поэма в девяти песнях".

Краткое упоминание о Хаузере содержится в рассказе Теда Чианга 2000 года "Эволюция науки о человеке".

Канадская художница Дайан Обомсавин рассказывает историю Каспара Хаузера в своем графическом романе 2007 года "Каспар", а позже адаптировала ее в одноименном анимационном короткометражном фильме в 2012 году.

Немецкий журналист, сатирик и писатель Курт Тухольский использовал Каспара Хаузера в качестве одного из нескольких псевдонимов.

Майкл Лэндон сыграл Каспера Хаузера в эпизоде "Тайна Каспара Хаузера" телесериала "Время по телефону" в 1956 году.

В 1974 году немецкий режиссер Вернер Херцог включил историю Хаузера в фильм "Jeder für sich und Gott gegen alle" ("Каждый за себя и Бог против всех"). На английском языке фильм был известен либо под этим переводом, либо под названием "Загадка Каспара Хаузера". Фильм включает в себя основные известные черты жизни Хаузера, хотя и опускает большинство его изменений местоположения и карьеры. Это не ставит под сомнение его правдивость.

В 1993 году немецко-австрийский совместный фильм Каспар Хаузер, режиссер Петер Сер, поддержал теорию "принца Баденского".

Легенда Каспара Хаузера (2012, Давиде Манули) - сюрреалистическая драма, основанная на "легенде" Каспара Хаузера. В этой современной интерпретации, напоминающей вестерн, с участием Винсента Галло, одержимого музыкой Каспара прибивает к берегу Средиземного моря, где полдюжины главных героев пытаются понять, кто он такой.

История Хаузера вдохновила на многочисленные музыкальные отсылки. В его честь были названы по крайней мере две оперы: произведение 2007 года американского композитора Элизабет Свадос и произведение 2010 года британского композитора Рори Бойла.

В 1987 году Сюзанна Вега написала "Деревянную лошадку (песня Каспара Хаузера)", основываясь на том, как она представляла себе переживания Хаузера, когда он вышел из подземелья.

В 1994 году Биргит Шерцер  в то время режиссер и хореограф балета Государственного театра Саарбрюккена в Германии, использовала историю Хаузера в качестве основы для балета "Каспар Хаузер", который она представила в Государственном театре Саарбрюккена.

Пауль Иоганн Ансельм Риттер фон Фейербах проявлял глубокий интерес к судьбе Каспара Хаузера. Он был первым, кто опубликовал критическое изложение установленных фактов, под названием "Каспар Хаузер, что значит быть верным словам в Зееленлебене" (1832).

В январе 1861 года в Atlantic Monthly неподписанная статья о Каспаре Хаузере в 1861 году. Распространенный среди американского интеллектуального истеблишмента того времени, он дает представление о перспективе многих вопросов, разжигающих дебаты о том, "Кем был Каспар Хаузер?" которая продолжается по сей день.

Краткое обсуждение Каспара Хаузера приводится в главе "Физиология" в изданиях книги Мэри Бейкер Эдди "Наука и здоровье" (опубликованной в 1875-1910 годах).

Антропософы написали несколько книг о Каспаре Хаузере. Одна из них, в частности, подробная работа Питера Традовски, рассматривает тайны, окружающие жизнь Каспара Хаузера, с антропософской точки зрения. Его анализ углубляется в оккультное значение индивидуальности, которую он видит воплощенной в Каспаре Хаузере.

В 1996 году Джеффри Муссаефф Массон написал "Потерянный принц: неразгаданная тайна Каспара Хаузера" (1996).

В "эксперименте Каспара Хаузера" нечеловеческое животное выращивается изолированно от представителей своего собственного вида в попытке определить, какое поведение является врожденным.

Медиа (0)
Связи (11)
Источники (4)
Обсуждение
comments powered by HyperComments
Наверх