Досье личности

Ценность: 1,083 (12)

Симпатия: 1 (12)

дата обновления - 2011-01-03

просмотров - 3

КАЛЕДИН Сергей Евгеньевич

Имя латиницей: Kaledin Sergej Evgen`evich

Пол: мужской

Дата рождения: 28.08.1949 Возраст (74)

Место рождения: Москва, Россия

Знак зодиака: Дева

По восточному: Бык

География: РОССИЯ, СССР.

Ключевые слова: литература, писатель.

Anno: 1976

Сергей Евгеньевич КАЛЕДИН

российский писатель, прозаик реалистического направления, один из лидеров литературы «новой волны» 1980 – начала 1990-х гг. Окончил экстерном среднюю школу (1967), в 1968 г. поступил в Московский Институт связи, но со 2-го курса ушел. В 1972 г. поступил на переводческое отделение Литературного института им. М. Горького (окончил в 1979). В 1976 г. работал могильщиком на кладбище, а в 1986-1987 гг. в деревенской церкви сторожем и кочегаром. С 1988 г. профессиональный литератор. Известность ему принесла повесть «Смиренное кладбище», написанная во 2-й половине 1970-х гг. (дипломная работа в Литературном институте), но фактически ставшая его литературным дебютом. Опубликованная только в 1987 г. в «Новом мире» (№ 5) с послесловием критика И. Виноградова, она вызвала широкий общественный резонанс, сразу сделав автора одним из лидеров прозы «новой волны». В том же году на гребне успеха издательством «Советский писатель» была выпущена первая книга Каледина «Коридор», куда вошли несколько его повестей. Принадлежа к традиционному реалистическому крылу «новой прозы», в своих произведениях писатель выступил как первооткрыватель «углов» жизни, социальных пластов и типов, малоисследованных современной словесностью. В «Смиренном кладбище» акцентирован интерес к «физиологическим» подробностям, бьющим по нервам сценам кладбищенского быта. Он выписывает их со скрупулезной натуралистической обстоятельностью, которая шокировала не очень привычного к такой жесткости читателя. «Шоковая терапия» – элемент писательского замысла, жесткость письма – художественный принцип калединской прозы. Однако доминантой повести стало авторское стремление понять героя, подсобного рабочего Лешку Воробья, фигуру сложную и неоднозначную, одного из тех, кто волею обстоятельств был отодвинут на обочину жизни и именно здесь, на кладбище, нашел не только средства к существованию, но и свою социальную нишу. Он показывает разных персонажей: среди кладбищенского люда есть и дельцы, делающие здесь свой бизнес, и бывшие интеллигенты, и те, кто окончательно выпал из колеи. Здесь бесстыдно наживаются на человеческом горе, а с нарушившими неписаные правила расправляются по жестокому уставу уголовного мира. Следуя гуманистическим традициям русской литературы, автор вглядывается в причины, формирующие судьбу человека, в те законы, согласно которым он вынужден жить. Тема искаженного, выморочного существования, когда простые нравственные нормы либо утрачиваются, либо презираются, – одна из центральных в его прозе. Следующая повесть «Стройбат», принятая к публикации журналом «Новый мир», трижды задерживалась военной цензурой и вышла только после протестов редакции и общественности в № 9 за 1991 г. Здесь он исследует иной жизненный пласт, близкий, однако, «Смиренному кладбищу» именно социальной маргинальностью персонажей. Перед читателями предстает казарменный быт воинского подразделения, которое, с одной стороны, армия, с другой – нечто вроде штрафного батальона, где и солдаты, и офицеры чувствуют себя второсортным материалом, париями, неудачниками. Все это накладывает свою печать на отношения между военнослужащими, на их самоощущение и весь образ жизни, делая их сознание ущербным, а быт полууголовным: деспотия, насилие, алкоголизм, наркомания, разврат. Повесть «Поп и работник. Сцены из приходской жизни» появилась также в «Новом мире» (1992, № 11). Все три произведения стали не только пиком творчества писателя, но и наиболее ярким выражением его художественной поэтики: острота коллизии, точность и натуралистичность в изображении бытовых подробностей, колоритность типажей, хорошо поставленный диалог персонажей. Существенной составляющей успеха писателя была яркая злободневность, заглядывание в такие «уголки» советской действительности, которые ранее выпадали из поля зрения литературы. В 1996 г. он опубликовал также повесть «Тахана мерказит» – о жизни российских эмигрантов в Израиле. По его произведениям поставлен ряд художественных фильмов («Смиренное кладбище», 1989, режиссер А. Итыгилов; «Гаудеамус», 1990, режиссер Л. Додин) и спектаклей.

Медиа (0)
Связи (5)
Источники (6)
Обсуждение
comments powered by HyperComments
Наверх