польский писатель, критик, драматург и теоретик кино и театра. Окончил Львовский университет. В эпоху «Молодой Польши» обратил на себя большое внимание своими романами «Палуба» и «Сын Марии Дунин» (1904). В «Палубе» он дал детальный и весьма тонкий анализ внутренней борьбы между сознательным и подсознательным началами, усугубляемой стремлением скрыть перед другими и перед самим собой действительные мотивы своих поступков «Гардероб души». Слово «палубизм» обозначающее противоречие между осознанными и бессознательными побуждениями, стало общепринятым термином. «Сны Марии Дунин» представляют собой более раннюю попытку изменить тот же по существу психологический метод. Роман «Палуба» вызвал в свое время большой интерес. Позднейшие беллетрические произведения Иржиковского интересны своеобразной постановкой психологических проблем, но мало художественны. Как литературный критик с социальными тенденциями, но без цельного миросозерцания. Автор одной из первых работ по кино на польском языке «Смерть кинематографа» (1913). В 1924 г. была издана его книга «Десятая муза, эстетические проблемы кинематографа» – труд по теории и эстетике киноискусства.
Досье личности
ИЖИКОВСКИЙ Кароль
Другое имя: Иржиковский Карл
Имя латиницей: Irzykowski Karol
Пол: мужской
Дата рождения: 25.01.1873
Дата смерти: 02.11.1944 Возраст (71)
Место смерти: Жирардув, Польша
Знак зодиака: Водолей
По восточному: Петух
Ключевые слова: драматург, искусство, кино, критик, литература, писатель, театр.
Anno: 1913
Кароль ИЖИКОВСКИЙ
- Реформа исповеди: попробуйте вспомнить только о добрых своих поступках!
- Что это: вспышка искренности или блевотина памяти?
- Быть искренним – это искусство.
- Идеалы служат для шантажа. И благодаря шантажу живут.
- Жить – значит только приготовляться к жизни. Мы умираем как раз тогда, когда могли бы начать по-настоящему. Но Высший Судия говорит: «Дудки! Это-то и была жизнь».
- Вы хотите быть честным по отношению к жизни? Но жизнь такая свинья, она все равно вас надует.
- Обойти трудность при помощи жертвы, вместо того чтобы преодолеть, победить ее, – неэтично. Такая жертва – отступное, и только.
- О многих жертвах после жалеют – уменьшает ли это их ценность?
- Судьба дарует нам желаемое тогда, когда мы уже научились без него обходиться.
- Чем непрактичнее человек, тем более падок он на мелкие выгоды.
- Фрейд из души сделал второе тело, здоровенный кусок плоти.
- Зло, как правило, мстит за себя, но добро не обязательно вознаграждается. Зло гораздо последовательнее.
- Государство получило технические возможности, до которых оно не доросло ни нравственно, ни интеллектуально, – и экспериментирует с ними, как режиссеры на заре немого кино.
- Несчастье тяжелее всего тогда, когда дело, казалось бы, можно еще поправить.
- Бога ради, не пишите такой чепухи, иначе я возомню себя гением!
- Наши вчерашние противники стали милыми сегодняшними воспоминаниями.
- Богатство ассоциаций не всегда свидетельствует о богатстве воображения.
- Творец новых невозможностей.
- Вы еще не умерли, чтобы говорить о вас только хорошее.
- Добрые христиане воображают себе, будто Господь Бог имеет самую внушительную картотеку.
- Действуя инкогнито, Господь не затыкает рты своим жертвам – им позволено обманываться и роптать.
- Если кто-нибудь от кого-нибудь (от человека, учреждения, правительства) получил взятку, тепленькое местечко или другое даяние, то он благодарен давшему не только по соглашению, из лояльности или из вежливости, но даже идейно, по убеждению, – за что уже не заплачено.
- Бывают колченогие столы, под которые подкладывают Библию – чтоб не шатались.
- Право на фразу (очень старую) о непреодолимых барьерах между людьми имеет лишь тот, кто пытается эти барьеры преодолеть.
- Этика бывает либо активная, творческая – либо пассивная, покаянная, этика нетерпимости к себе и к другим, которая только и может, что копаться в так называемых грехах; и временами позорно быть правым.
- Послушай-ка, друг: чтобы тебя развлечь, я расскажу о последней своей неприятности.
- Наказание, когда оно наконец настигает виновного, кажется обычно несправедливостью. Господь Бог действует инкогнито.
- Ходячая истина и собственный опыт говорят человеку, что он не меняется; но сердце упорно твердит ему каждый день, что все еще может перемениться.
- Человек преобразит мир и мир уничтожит, все совершит и все перетерпит – при условии, что у него будет свидетель. История, поэзия, памятники заменяют ему такого свидетеля. Он неустанно ищет свидетеля. Его мысль возникает лишь для свидетеля и лишь поэтому является мыслью. Даже его одиночество – это общение со свидетелем, и такое одиночество – самое подлинное.
- Стариков, которые по каждому случаю тянут: «Вот в наше время...» – порицают, и справедливо. Но еще хуже, когда молодежь бубнит то же самое о современности.
- Где двое мирятся, третий оказывается в дураках.
- Господь сотворил мир и сбежал.
- Не считая краешка текущего мгновения, весь мир состоит из того, что не существует.
- Мечтатель сильнее всего ощущает реальность: слишком часто он падает с неба на землю.
- Буржуй – не меценат старого времени; он содержит и подкармливает искусство – но так, что оно живет им самим, как жук в навозе.
- Две системы подозрений: фрейдизм и марксизм.
- Кук, высадившись на остров, смотрел на людоедов как на антропологический экспонат, а те на него – как на жаркое.
- Уважение и любовь – капиталы, которые обязательно нужно куда-нибудь поместить. Поэтому их обычно уступают в кредит.
- Любовь – это взаимное святотатство.
- Опомнись! Срывая маску, ты только сдерешь у него кожу с лица.
- И в стиле встречаются четырехконечные листики клевера – их я предпочитаю цветочкам.
- К развлекательной литературе относятся примерно так же, как к проституции: осуждают, но пользуются.
- Опасность, горшая, чем снобизм, – когда литература становится насущным хлебом и необходимостью.
- От критика требуют, чтобы он камни сделал удобоваримыми.
- Критик – усыпляет хлороформом похвал, а потом оперирует.
- Критик – человек, продавший свой аппетит.
- Самые тонкие инструменты – как раз те, которыми легче всего пораниться.
- Юбилей – орудие мести тех, кто вынужден признать чужую славу.
- Каждый человек – исключение.
- Хоть раз бы начать с того, чтобы средства оправдывали цели!
- Некоторые слова, происхождение которых успело забыться, из слуг превратились в хозяев, и теперь уже к ним подбираются понятия, подыскивается подходящее содержание – чтобы хоть куда-нибудь пристроить этих обнищавших, но гордых аристократов.
- «Лучше с умным потерять, чем с дураком найти». Но хуже всего с дураком потерять.
- Когда у нас говорят: «Икс талантлив», то невольно представляют себе также определенную меру глупости, которую позволено иметь Иксу.
- Они говорят, что согласны со мной. А я не люблю противников, которых нельзя застать дома.
- Если в споре вы убедили противника, под конец он непременно заявит: «В сущности, мы оба говорили одно и то же».
- Беспощадность в избавлении от сомнений или способность не замечать их – называют силой воли.
- К «сегодняшнему дню» принадлежит лишь тот, кто заполняет его поступками, обращенными в завтра.
- Парадокс: по сравнению с самим собой я ничто.
- Людей и народы заставляют делать выводы из былого; между тем лишь то, что будет, что предстоит сделать сейчас, объяснит нам, что, собственно, было и какое имело значение.
- Людям нередко кажется, будто большая правда лежит по соседству с большей неприятностью.
- Женщины и государственные мужи любят ставить нас перед свершившимся фактом, – часто по глупости, еще чаще из хитрости.
- Если тысяча людей говорят одно и то же, то это либо глас Божий, либо грандиозная глупость.
- Политики упрекают поэзию в том, что она далека от жизни; но поэты могли бы заметить политикам, что их политика нередко еще дальше от жизни.
- В политике не играют, а только без перерыва тасуют карты.
- Только имея программу, можно рассчитывать на сверхпрограммные неожиданности.
- Когда-то я страшно завидовал людям, не отвечавшим на мои письма: я считал их существами высшей породы.
- Польские литераторы не читают меня – а я не читаю их. Их приговор единодушен? Мой тоже.
- Кот не перестает ловить мышей даже после изобретения мышеловки.
- Мало что-то изобрести – нужно еще, чтобы кто-нибудь оценил изобретение и хотя бы украл его. развернуть
- АФОРИЗМЫ, ИСТОРИИ, АНЕКДОТЫ
- С. И. Юткевич. Кинословарь в 2-х томах. - Москва, Советская энциклопедия, 1966
- citaty.info
- www.biografguru.ru
- www.aphorism-portal.info