арабский философ, ученый, поэт, врач. Иранец по происхождению. Его биография, составленная им самим (охватывает первые 30 лет жизни) и продолженная его учеником ал-Джузджани, сохранилась в трех близких редакциях. Начальное образование получил от отца – чиновника саманидской администрации, принадлежавшего к исмаилитам. Отличаясь незаурядными способностями, уже к 10 годам знал наизусть Коран и освоил словесные дисциплины (грамматику персидского и арабского языков, поэтику, риторику, литературу и историю). Математику изучал у торговца Махмуда Массоха, логику и фикх (мусульманское право) – у Исмаила Захида, медицину – у бухарского врача Абу Мансура Камари. Философии обучался у ученого Абу Абдаллаха Натили, которого вскоре превзошел в знаниях. С 15 лет начал заниматься самостоятельно и к 18 годам уже сложился как зрелый ученый; в это время он стал известен в Бухаре и как искусный врач. В 1002 г. вскоре после смерти отца переехал в столицу Хорезма Гургандж (ныне Ургенч). В 1008 г. после его отказа поступить на службу к султану Махмуду Газневи благополучная жизнь сменилась годами скитания по Хорасану и Табаристану. В 1015-1024 гг. жил в Хамадане, сочетая научную деятельность с весьма активным участием в политических и государственных делах эмирата (занимал посты визиря и придворного врача эмира Хамадана Шамс ад-Давла). После смерти эмира за попытку перейти на службу к правителю Исфахана на четыре месяца был заточен в крепость. В последние годы жизни служил в Исфахане при дворе эмира Ала ад-Давла. Сохранилась значительная часть его философских и научных сочинений. Его работы, написанные в основном по-арабски (некоторые – на фарси), охватывают, помимо философских дисциплин, химию, геологию, грамматику, поэтику, историю, кораническую экзегетику, мистику. Главная философская работа – энциклопедический труд «Книга исцеления» – состоит из четырех разделов: логики, физики, математических наук (геометрии, арифметики, музыки, астрономии) и метафизики. К этому труду примыкает написанная на фарси «Книга знания» («Даниш-намэ»). В сокращенном изложении философские идеи «Книги исцеления» содержатся в «Книге спасения». «Книга указаний и наставлений», написанная в последние годы жизни, – итоговое изложение его философских идей, испытавшее влияние суфизма. Среди других работ наиболее известен «Канон врачебной медицины». Сохранились немногочисленные стихи (большей частью в форме рубаи). В философской повести «Живой, сын Бодрствующего» он в аллегорической форме излагает учение об активном «уме» (аристотелевско-неоплатонический нус), который ведет человека по пути познания высших абстрактных истин.
Досье личности
ИБН СИНА
Другое имя: Авиценна; Абу Али Хесейн ибн Абдаллах
Имя латиницей: Avicenna
Пол: мужской
Дата рождения: 16.08.980
Место рождения: Афшана, около Бухары
Дата смерти: 18.06.1037 Возраст (56)
Место смерти: Хамадан, Иран
Знак зодиака: Лев
По восточному: Дракон
География: ИРАН, ПЕРСИЯ, СРЕДНЯЯ АЗИЯ.
Ключевые слова: знание, литература, ЛИЧНОСТИ журнал, медицина, музыка, наука, просветитель, философ.
Anno: 1010
СИНА ИБН
- Кто счастье не ценил, тот близится к несчастью
- Если мой друг дружит с моим врагом, то мне не следует водиться с другом. Остерегайся сахара, который смешали с ядом, берегись мухи, которая сидела на дохлой змее.
- Кто стар, тот молодым огнем пылать не может.
- Нет безнадежных больных. Есть только безнадежные врачи.
- Суть в существе твоем отражена, Не сможет долго тайной быть она, Не потому ль, что суть любой натуры В поступке, словно в зеркале, видна.
- Если заниматься физическими упражнениями – нет никакой нужды в употреблении лекарств, принимаемых при разных болезнях, если в то же время соблюдать все прочие предписания нормального режима.
- Постоянное пьянство вредно, оно портит натуру печени и мозга, ослабляет нервы, вызывает заболевание нервов, внезапную смерть.
- От праха черного и до небесных тел Я тайны разгадал мудрейших слов и дел. Коварства я избег, распутал все узлы, Лишь узел смерти я распутать не сумел.
- Бросивший заниматься физическими упражнениями часто чахнет, ибо сила его органов слабеет вследствие отказа от движений.
- Желанья твоего не спросит седина, И в должный срок появится она.
- Нельзя желать, чтобы вокруг все было так, как было. Унять вращающийся круг какая может сила?
- Умерен будь в еде – вот заповедь одна, Вторая заповедь – поменьше пей вина.
- Ничто не вечно под луной, смысл бренности не скроешь, Зачем сокровища копить – не станет и сокровищ.
- И счастье тот познал от суеты, Кто на мученья шел во имя правоты.
- Если я не проложу тропы к сердцу людей, они не будут общаться со мной, хотя они не будут ни за, ни против меня.
- Земная радость – это лишь мгновенье Пред вечностью, которая нас ждет.
- Не спеши видеть друга в каждом встречном и не поверяй своих тайн кому попало.
- Безделье и праздность не только рождают невежество, они в то же время являются причиной болезни.
- На пороге смерти мы поймем, что ничего не знаем об жизни.
- Слепой не видит солнца, даже глядя на небо. Так и для невежды смысл истины скрыт за семью замками.
- Душа Вселенной – истина.
- Тайн хранить не умеет глупец и бахвал, Осторожность поистине выше похвал, Тайна – пленница, если ее бережешь ты, Ты у тайны в плену, лишь ее разболтал.
- Воистину чудесные дела: возносятся безмозглые тела, Их наделила тупостью природа, а родовая знатность вознесла.
- Врач должен обладать взглядом сокола, руками девушки, мудростью змеи и сердцем льва. развернуть
СИНА ИБН в фотографиях:
- ЖУРНАЛ «ЛИЧНОСТИ» №11 (2008)
- http://ru.wikipedia.org
- http://www.kcn.ru
- http://www.madra.dp.ua
- Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия, 2006
- fp.com.ua
21.02.2011 Ю.А.Белецкий
Еще при жизни ибн Сино был удостоен таких высоких титулов, как Худжа-тул Хакк (доказательство или авторитет истины), Шейх-ур-Раис (глава мудрецов), Хаками бузург (великий исцелитель), Шараф-ул-Мулк (слава, гордость страны). Авиценна умер в дороге, оставив завещание, в котором велел раздать все свое имущество бедным, а слуг отпустить на волю. Люди отказывались верить тому, что врач, которому всегда удавалось справиться с болезнью и вернуть к жизни тех, кому уже не суждено оставаться на этом свете, не сумел вылечить самого себя. Так родилась легенда о том, что ибн Сино приготовил сорок лекарств, которые должны были воскресить умершее тело, и велел ученику после смерти оживить его, применяя их в определенной последовательности. Вскоре ученый умер, и тот приступил к врачеванию. Снадобья оказывали необычайное действие – тело становилось все более юным, казалось, учитель вот-вот проснется и заговорит. Это глубоко потрясло юношу. И только он стал подносить к телу сороковой бальзам, как из-за сильного волнения не смог удержать в руках сосуд с чудесным составом. Эликсир выскользнул из дрожащих рук и разбился...
21.02.2011 Ю.А.Белецкий
Авиценна мог диагностировать и излечивать 2000 различных недугов. Сегодня известно около 5000 болезней, но современные врачи зачастую ограничиваются лечением их последствий, избавлением от симптомов. Применяемые медикаменты разрушают иммунитет и сопротивляемость организма. Тогда как ибн Сина еще в средние века серьезно задумывался над восстановлением природного баланса. Он утверждал, что внешне проявившаяся болезнь обязательно имеет внутренние причины, а симптомы свидетельствуют о действии собственных сил организма, проявляющих эти признаки, и искал способы их стимулирования к борьбе с недугом.
Большое внимание ибн Сина уделял физическим упражнениям, называя их самым главным условием здоровья. На следующее место он ставил режим питания и сна. Он писал, что «основное в искусстве сохранения гармонии – это уравновешивание необходимых факторов: уравновешенность натуры; выбор пищи; очистка от излишков; сохранение телосложения; улучшение того, что вдыхается через нос; приспособление одежды; уравновешенность физического и душевного движения».