египетская царица, одна из самых известных цариц начала Нового царства, политические и религиозные титулы которой стали основой для создания нового государственного и сакрального статуса супруг фараонов XVIII династии. Жена царя-освободителя Египта от гиксосского владычества и, одновременно, своего брата Яхмоса I, была внучкой легендарной царицы Тетишери, «бабушки XVIII династии», дочерью фараона Секененра Таа II и царицы Яххотеп I и, наконец, матерью фараона Аменхотепа I и принцесс Саткамос и Сатамон. В ее имени иероглиф «нефер» означающий – «пригожая», «совершенная», « счастливая», «прекрасная». Ее титулы: «дочь царя», «сестра царя», «жена царя», «Великая жена царя», «мать царя». А так же «Вождь Верхнего и Нижнего Египта», «Второй пророк Амона», а впоследствии «Верховная жрица Амона». Была первой женщиной из дома царей XVIII династии, которая приняла титул хемет нечер – «супруга бога», а, кроме того, сыграла большую роль в реформировании системы жречества храма Амона в Карнаке. Сам факт принятия титула, приблизившего царицу к миру богов, был отражен в тексте стелы, воздвигнутой Яхмосом I в храме верховного фиванского божества. Позже этот титул, ставший важнейшей составляющей сакрального статуса египетских цариц эпохи Нового царства и Позднего времени был передан наследницам Яхмос-Нефертари – Меритамон и, позже, знаменитой царице Хатшепсут. Резиденция «супруги бога» была сооружена при Яхмос Нефертари на западном берегу Нила, напротив Карнака. Она основала школу для женщин-жриц в Фивах и сама заведовала ей, а также у нее был заместитель который вел дела в ее отсутствие. Была регентшей при сыне Аменхотепе I и дожила до преклонных лет. До нас дошло значительное число источников, повествующих об ее активной деятельности, которая ввела ряд важных новшеств в храмовые службы крупнейших фиванских храмов, а также участвовала во всех начинаниях своего супруга – от открытия новых каменоломен, вплоть до сооружения монументальных памятников. В тексте одной из стел этого времени приводится интересный факт, повествующий о том, что фараон Яхмос I советовался со своей всесильной супругой даже перед тем, как принять решение о сооружении кенотафа царицы Тетишери в Абидосе. Царица пережила своего супруга на значительный срок и долгие годы исполняла функции регентши при своем малолетнем сыне Аменхотепе I. Текст, датирующийся первым годом правления его преемника, Тутмоса I, свидетельствует, что она, возможно, пережила и своего сына. Царица была обожествлена посмертно и с беспрецедентной славой почиталась как великая покровительница Фив вместе с Аменхотепом I. Особенно популярен их культ был в Дейр-эль-Медине – поселке строителей царских гробниц, которые считали великую царицу и ее сына своими покровителями. На протяжении веков считалась образцом благочестия и великой заступницей за души умерших, о чем говорят многочисленные надписи в частных гробницах фиванского некрополя, а также изображения царицы с лицом черного цвета, что свидетельствовало о ее отождествлении с божествами круга Осириса, прежде всего, с Исидой. В надписях она именуется «владычицей неба», «госпожой Запада», «той, чьи слова выполняются незамедлительно». Скипетры и предметы, связанные с царицей, считались святынями и хранились в нескольких храмах страны, в т. ч. – в храме Хатхор в Серабит эль-Хадим на Синае. Известны многочисленные культовые статуэтки обожествленной царицы, порой созданные через несколько веков после ее кончины. Основала некрополь Долины царей. Мумия царицы в колоссальном саркофаге, выполненном из дерева и картонажа и длиной более 4 метров, была обнаружена в 1881 г. в царской гробнице DB-320 в Дейр эль-Бахри; здесь же была обнаружена мумия знатной дамы Райи, ее кормилицы. Уникальный саркофаг изображает царицу во всем ее величии: на ее голове шути – высокая корона из двух перьев, в скрещенных руках – массивные символы вечной жизни анх; саркофаг интересен также тем, что в отличие от антропоморфных египетских гробов у него нет традиционной крышки, снималась лишь та ее часть, что находилась ниже груди изображенной царицы. К сожалению, развернутая еще в XIX в., мумия царицы хранилась столь неподобающим образом, что начала разлагаться; останки были спасены лишь при помощи специальных средств, примененных в процессе реставрации. Первоначальная гробница царицы и ее сына, вероятно, находится в некрополе Дра Абу эль-Нага.
Досье личности
ЯХМОС-НЕФЕРТАРИ
Другое имя: Яхмес-Нефертари
Имя латиницей: Ahmose-Nefertari
Пол: мужской
Дата рождения: реконструировано 00.00.1590 до н.э.
Дата смерти: реконструировано 00.00.1527 до н.э. Возраст (63)
Знак зодиака: Неизвестно
География: ДРЕВНИЙ ЕГИПЕТ.
Ключевые слова: власть, династия, политика, правитель, фараон, царь.
Anno: -1545
ЯХМОС-НЕФЕРТАРИ
ЯХМОС-НЕФЕРТАРИ в фотографиях:
- АБЛАЙ (Шейбанид)
- АБРАМОВИЧ Рафаил
- АБРАХАМ Эрар
- АБРЕУ-И-ЛИМА Жозе Инасиу (отец)
- АБРЕУ-И-ЛИМА Жозе Инасиу (сын)
- АБСАЛОН
- АБУ АБДАЛЛА МОХАММЕД I аль-Мустансир
- АБУ АБДАЛЛА МОХАММЕД II
- АБУ аль-Аббас Ахмед III
- АБУ АМР ОСМАН I
- АБУ БАКР
- АБУ БАКР I
- АБУ БАКР II
- АБУ БАКР аль-Багдади
- АБУ БАКР Юнис Джабер
- АБУ БЕКР I
- АБУ БЕКР ибн ОМАР
- АБУ ИКОЛЬ I ибн аль-Аглаб
- АБУ ТАЛЕБ Суфи Хасан
- АБУ ФАРИС I
- АБУ ФАРИС II
- АБУ ХАВСА
- АБУ ХАСАН АЛИ I аль-Марини
- АБУ ШАКУР Мустафа
- АБУ ЮСУФ ЯКУБ I аль-Мунсур
- АБУ Якуб Юсуф I
- АБУ ЯХЬЯ Абу Бакр Мохаммед III
- АБУ-ЛЬ-АББАС ас-Саффах
- АБУ-ЛЬ-ГАЗИ Бахадур-хан
- АБУ-Т-ТИММАН Абу-т-Тимман Мухаммед Джафар
- АБУБАКАР Абдусалам
- АБУБАКАР Атику
- АБУЛХАЙР (узбек)
- АБУЛХАЙР-хан
- АБУЛЬ Араб I
- АБУЛЬ-ФУТУХ Абдель-Монеим
- АБУЛЬГАЗИ-ХАН I
- АБУЛЬФАЗ Эльчибей
- АБУЛЬФАЙЗ-ХАН I
- АБУСЕТ I
- АБХАЙ Коу
- АБЫЛАЙ-хан
- АБЫЛАЙ-хан КАНШЕР
- АБЬЮТ Роджер
- АБЭ Нобуюки
- АБЭ Синдзо
- АВАДАЛЛА Бабикер
- АВГУСТ
- АВГУСТ III Фридрих
- АВГУСТ ВИЛЬГЕЛЬМ Прусский
- АВГУСТ Павел Фридрих
- АВГУСТА (германская императрица)
- АВГУСТА ВИКТОРИЯ
- АВГУСТИН (епископ)
- АВГУСТИН ГРИМАЛЬДИ
- АВГУСТИН Кентерберийский
- АВДУЛ
- АВЕЙРО Хозе
- АВЕЛЬЯНЕДА Маркос Мария
- АВЕЛЬЯНЕДА Николас
- АВЕЛЬЯНЕДА ТЕРМИНЬО Хуан де
- АВЕНИР Индийский
- АВЕРЕСКУ Александру
- АВИДИЙ КАССИЙ I