египетская царица, одна из самых известных цариц начала Нового царства, политические и религиозные титулы которой стали основой для создания нового государственного и сакрального статуса супруг фараонов XVIII династии. Жена царя-освободителя Египта от гиксосского владычества и, одновременно, своего брата Яхмоса I, была внучкой легендарной царицы Тетишери, «бабушки XVIII династии», дочерью фараона Секененра Таа II и царицы Яххотеп I и, наконец, матерью фараона Аменхотепа I и принцесс Саткамос и Сатамон. В ее имени иероглиф «нефер» означающий – «пригожая», «совершенная», « счастливая», «прекрасная». Ее титулы: «дочь царя», «сестра царя», «жена царя», «Великая жена царя», «мать царя». А так же «Вождь Верхнего и Нижнего Египта», «Второй пророк Амона», а впоследствии «Верховная жрица Амона». Была первой женщиной из дома царей XVIII династии, которая приняла титул хемет нечер – «супруга бога», а, кроме того, сыграла большую роль в реформировании системы жречества храма Амона в Карнаке. Сам факт принятия титула, приблизившего царицу к миру богов, был отражен в тексте стелы, воздвигнутой Яхмосом I в храме верховного фиванского божества. Позже этот титул, ставший важнейшей составляющей сакрального статуса египетских цариц эпохи Нового царства и Позднего времени был передан наследницам Яхмос-Нефертари – Меритамон и, позже, знаменитой царице Хатшепсут. Резиденция «супруги бога» была сооружена при Яхмос Нефертари на западном берегу Нила, напротив Карнака. Она основала школу для женщин-жриц в Фивах и сама заведовала ей, а также у нее был заместитель который вел дела в ее отсутствие. Была регентшей при сыне Аменхотепе I и дожила до преклонных лет. До нас дошло значительное число источников, повествующих об ее активной деятельности, которая ввела ряд важных новшеств в храмовые службы крупнейших фиванских храмов, а также участвовала во всех начинаниях своего супруга – от открытия новых каменоломен, вплоть до сооружения монументальных памятников. В тексте одной из стел этого времени приводится интересный факт, повествующий о том, что фараон Яхмос I советовался со своей всесильной супругой даже перед тем, как принять решение о сооружении кенотафа царицы Тетишери в Абидосе. Царица пережила своего супруга на значительный срок и долгие годы исполняла функции регентши при своем малолетнем сыне Аменхотепе I. Текст, датирующийся первым годом правления его преемника, Тутмоса I, свидетельствует, что она, возможно, пережила и своего сына. Царица была обожествлена посмертно и с беспрецедентной славой почиталась как великая покровительница Фив вместе с Аменхотепом I. Особенно популярен их культ был в Дейр-эль-Медине – поселке строителей царских гробниц, которые считали великую царицу и ее сына своими покровителями. На протяжении веков считалась образцом благочестия и великой заступницей за души умерших, о чем говорят многочисленные надписи в частных гробницах фиванского некрополя, а также изображения царицы с лицом черного цвета, что свидетельствовало о ее отождествлении с божествами круга Осириса, прежде всего, с Исидой. В надписях она именуется «владычицей неба», «госпожой Запада», «той, чьи слова выполняются незамедлительно». Скипетры и предметы, связанные с царицей, считались святынями и хранились в нескольких храмах страны, в т. ч. – в храме Хатхор в Серабит эль-Хадим на Синае. Известны многочисленные культовые статуэтки обожествленной царицы, порой созданные через несколько веков после ее кончины. Основала некрополь Долины царей. Мумия царицы в колоссальном саркофаге, выполненном из дерева и картонажа и длиной более 4 метров, была обнаружена в 1881 г. в царской гробнице DB-320 в Дейр эль-Бахри; здесь же была обнаружена мумия знатной дамы Райи, ее кормилицы. Уникальный саркофаг изображает царицу во всем ее величии: на ее голове шути – высокая корона из двух перьев, в скрещенных руках – массивные символы вечной жизни анх; саркофаг интересен также тем, что в отличие от антропоморфных египетских гробов у него нет традиционной крышки, снималась лишь та ее часть, что находилась ниже груди изображенной царицы. К сожалению, развернутая еще в XIX в., мумия царицы хранилась столь неподобающим образом, что начала разлагаться; останки были спасены лишь при помощи специальных средств, примененных в процессе реставрации. Первоначальная гробница царицы и ее сына, вероятно, находится в некрополе Дра Абу эль-Нага.
Досье личности
ЯХМОС-НЕФЕРТАРИ
Другое имя: Яхмес-Нефертари
Имя латиницей: Ahmose-Nefertari
Пол: мужской
Дата рождения: реконструировано 00.00.1590 до н.э.
Дата смерти: реконструировано 00.00.1527 до н.э. Возраст (63)
Знак зодиака: Неизвестно
География: ДРЕВНИЙ ЕГИПЕТ.
Ключевые слова: власть, династия, политика, правитель, фараон, царь.
Anno: -1545
ЯХМОС-НЕФЕРТАРИ
ЯХМОС-НЕФЕРТАРИ в фотографиях:
- АБАС I (Армения)
- АБАХАЙ
- АББАС I Великий
- АБД аль-МАЛИК ибн Марван
- АБД аль-ХАФИЗ
- АБД АР-РАХМАН
- АБД ар-РАХМАН I
- АБД ар-РАХМАН II
- АБД ар-РАХМАН III
- АБД ар-РАХМАН IV
- АБД ар-РАХМАН V
- АБДАЛЛА II ибн Хусейн
- АБДАЛЛА ибн Хусейн
- АБДАЛЛАХ (эмир Кордовы)
- АБДУЛ-АЗИЗ ибн Сауд
- АВГУСТ ВИЛЬГЕЛЬМ Прусский
- АВГУСТА (германская императрица)
- АВГУСТИН ГРИМАЛЬДИ
- АГА МОХАММЕД Шах Каджар
- АГАСИКЛ
- АГЕСИЛАЙ I
- АГЕСИЛАЙ II
- АГЕСИПОЛИД I
- АГЕСИПОЛИД II
- АГЕСИПОЛИД III
- АГИС I
- АГИС II
- АГИС III
- АГИС IV
- АГНИ (конунг Уппсалы)
- АДЖИБ
- АДМЕТ Пирридский
- АЕРОП I
- АЙ-ДИ I
- АКБАР I Великий
- АКИНО Бенигно III
- АКРОТАТ
- АЛАРА
- АЛЕКСАНДР (Византия)
- АЛЕКСАНДР I Великий
- АЛЕКСАНДР I Карагеоргиевич (князь Сербии)
- АЛЕКСАНДР I Македонский
- АЛЕКСАНДР I Молосский
- АЛЕКСАНДР II КАЗИМИРОВИЧ
- АЛЕКСАНДР II Македонский
- АЛЕКСАНДР II НИКОЛАЕВИЧ
- АЛЕКСАНДР III Александрович
- АЛЕКСАНДР IV Македонский
- АЛЕКСАНДР V Македонский
- АЛЕКСАНДР Македонский
- АЛЕКСАНДР МИХАЙЛОВИЧ (великий князь)
- АЛЕКСАНДРА ФЕДОРОВНА (1798)
- АЛЕКСЕЙ I Комнин
- АЛЕКСЕЙ II Комнин
- АЛЕКСЕЙ III Ангел
- АЛЕКСЕЙ III Комнин
- АЛЕКСЕЙ IV Ангел
- АЛЕКСЕЙ IV Комнин
- АЛЕКСЕЙ АЛЕКСАНДРОВИЧ (великий князь)
- АЛЕКСЕЙ МИХАЙЛОВИЧ (князь)
- АЛЕКСЕЙ МИХАЙЛОВИЧ (царь)
- АЛЕКСЕЙ НИКОЛАЕВИЧ
- АЛЕКСЕЙ ПЕТРОВИЧ
- АЛИЕНОРА Аквитанская