итальянский живописец, график, почетный член АХ СССР (1962). Первый успех молодому художнику принесли работы, отправленные на римскую Куадриеннале в 1931 г. В Риме, куда Гуттузо перебрался в начале 30-х гг., он попадает в круг художников, представляющих собой антифашистскую культурную оппозицию, сблизившись с мастерами направления «Римская школа» (М. Мафаи, К. Кальи, П. Фаццини и др.), участвуя в выставках группы «Корренте» (1939-1941). Пафос борьбы с фашизмом, отстаивание права открыто выражать свои чувства и убеждения в искусстве определяет характер произведений этого времени. В единой мощной динамике формы и цвета передает Гуттузо трагизм происходящего в полотнах «Бегство с Этны» (1939) и «Расстрел» (1939). В центральном произведении этих лет – картине «Распятие» (1941) он обратился к экспрессивному и страстному языку живописи Пикассо, известное полотно которого «Герника» стало олицетворением гражданского мужества художника. На протяжении всей жизни Гуттузо привлекал рисунок. В нем он отрабатывал решение объемно-пространственной концепции композиции своих живописных работ, искал выразительные жесты. Порой, предназначенные для живописи, его графические листы слагались затем в серии, обретающие самостоятельное идейное значение. Такова графическая серия «Gоt mit uns» («С нами бог!»), в названии которой повторена надпись, выбитая на пряжках ремней нацистских солдат. Сразу после войны серия была издана в виде отдельного альбома. В 1940-е гг. Гуттузо был участником подпольного антифашистского движения в Риме и Милане, печатал дома листовки, из-за арестов вынужден был скрываться, стал участником партизанского отряда в Абруцци. В годы «черного двадцатилетия» и Сопротивления он обрел необходимый жизненный опыт, стал художником, сознающим нравственную ответственность за происходящее в Италии. Обретенная в эти годы стилистическая манера живописи с подчеркнуто объемной структурой предметов и фигур получила развитие и в ряде портретов 1930-40-х гг. («Автопортрет», 1936; «Альберто Моравиа», 1938; «Художник Натили», 1940). Являлся активным сторонником неореализма, принимал участие в выставках объединения «Новый фронт искусств» (1947 – в Галерее «Кайрола» в Милане; 1948 – в Болонье), Эстетическая позиция мастеров неореализма нашла яркое воплощение в полотнах «Захват пустующих земель» (1948), «Битва у моста Адмирала» (1951-1952), «Мертвый рабочий» (1952), «Выход в море» (1950), «Каменотес» (1950), «Ловля меч-рыбы» (1950), «Мафия» (нач. 1950-х), сериях рисунков о шахтерах Калабрии, людях Сицилии. Социальные события истории и современности, образ человека из народа – становятся центральной темой творчества в эти годы. В полотнах, рассказывающих о быте и труде жителей Юга Италии («Ловля меч-рыбы», «Выход в море»), художника привлекает передача выразительной энергии цвета, напряженной динамики тел рыбаков Сицилии. Холодная сине-фиолетовая цветовая гамма в полотнах «Расстрел патриотов» (1952), «Мертвый рабочий» (1953), «Допрос» (1950) подчеркивает трагизм происходящего. Эти картины звучат как воспоминание о недавних событиях истории. Столь же ярко повествовало о них полотно «Занятие пустующих земель», программно ознаменовавшее в 1948 г. рождение нового реалистического направления в искусстве. Как и другие мастера неореализма, Гуттузо не мог не откликнуться на события, происходящие на Юге Италии, создав собирательный образ его крестьянства. Как мастера-неореалиста его привлекала передача определенного социального типа и в рисунках. Гибкой, подвижной линией переданы фигуры шахтеров Калабрии и крестьян Сицилии, занятых своим повседневным трудом. Рассказ Гуттузо имеет характер не просто репортажа, не только документального очеркового повествования (что роднило произведения художников и литераторов неореализма), это всегда и образный показ красоты простого человека, рассказ о его нравственной красоте. Находящаяся в постоянном развитии действительность остается главной темой творчества Гуттузо и в этот период. В полотнах из серии «Человек в толпе» (1957-1960) – «Митинг», «Перекресток», «Толпа»), в картинах «Политическая дискуссия» (1959-1960), «Пляж» (1955-1956) эмоционально емко передано психологическое состояние людей и окружающая их атмосфера. Это достигается полным экспрессии объемным построением форм в пространстве, подчеркнутой пластикой тел, звучными аккордами цветовых пятен. Эффект присутствия человека всегда ощущается в натюрмортах и пейзажах Гуттузо. Динамичное распределение цветовых зон в картине «Натюрморт» (1958) с изображением разбросанных инструментов в мастерской или в полотне «Натюрморт» (1959) с плоской крестьянской корзинкой и торчащим из нее ножом, напоминает мозаику. Позднюю манеру художника называют «романтическим экспрессивным реализмом». Понимание живописной динамики связано для него с изображением динамики современной жизни. Постоянной моделью Гуттузо, его помощником и секретарем становится молодой рабочий Рокко Католано, образ которого часто художник передает в портретах. В фигурах, лицах портретируемых, как и в изображаемых предметах, Гуттузо ищет всегда пластический элемент, стремится передать напряжение материи. Линия у него всегда усиливает впечатление напряжения и внутреннего движения формы, но никогда не бывает статичной («Человек, читающей газету», «Рокко Скотеллеро», «Курильщик», конец 1950-х – 1960-е). При этом художник никогда не утрирует движение, жесты, но тонко находит эквивалент пластической, соответствующей внутреннему эмоциональному состоянию. Особое место в творчестве Гуттузо занимает иллюстрация. В рисунках к «Отверженным» В. Гюго (1959), к сборникам стихотворений П. Неруды, к «Божественной комедии» Данте (1960) – проявился его выдающийся талант графика. Высокая художественная культура позволяла ему свободно изменять ритм светотеневых градаций, экспрессивные вариации ведения лилии, экспериментировать в достижении синтеза формы и движения, что всегда представляло особый интерес для художника. Живописные и графические образы Гуттузо всегда зрительно осязаемы, жизненны, полнокровны, остро современны. Все созданное этим выдающимся мастером ХХ в. стало уже достоянием истории, классикой, вошло в число лучших произведений мирового искусства.
Досье личности
ГУТТУЗО Ренато
Имя латиницей: Guttuso Renato
Пол: мужской
Дата рождения: 26.12.1911
Место рождения: Багерия, около Палермо, Сицилия
Дата смерти: 18.01.1987 Возраст (75)
Место смерти: Рим, Италия
Знак зодиака: Козерог
По восточному: Свинья
Ключевые слова: графика, живопись, искусство, книга, рисунок, художник.
Anno: 1972
Ренато ГУТТУЗО
- Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия, 2006
- http://ru.wikipedia.org
- http://slovari.yandex.ru
- http://www.artprojekt.ru
- http://www.artcontext.info
- АА Питер ван дер
- АБАГАЗ
- АГИН Александр Алексеевич
- АДАРЮКОВ Владимир Яковлевич
- АДЕЛУНГ Федор Павлович
- АДРИАНОВА-ПЕРЕТЦ Варвара Павловна
- АЙДУ Этьенн
- АЙСНЕР Уилл
- АЙХЕНБЕРГ Фриц
- АКОП МЕГАПАРАТ
- АЛЕКСЕЕВ Михаил Павлович
- АЛИСОВ Михаил Иванович
- АЛЬД Мануций Пий
- АЛЬТЕНБЕРГ Альфред
- АЛЯКРИНСКИЙ Петр Александрович
- АЛЯНСКИЙ Самуил Миронович
- АМБОДИК-МАКСИМОВИЧ Нестор Максимович
- АММАН Йост
- АМОСОВА-БУНАК Ольга Федоровна
- АНАСТАСЕВИЧ Василий Григорьевич
- АНГИЛЕЙКО Федор
- АПОЛЛОНИЙ Родосский
- АРИСТАРХ Самофракийский
- АРИХА Авигдор
- АРМФИЛД Максвелл
- АС Женевьева
- АССЕМАНИ Иосиф Симон
- БАЖАНОВ Дмитрий Андреевич
- БАКМЕЙСТЕР Иоганн
- БАКМЕЙСТР Логин Иванович
- БАЛЛИН Николай Петрович
- БАЛОБАНОВА Екатерина Вячеславовна
- БАЛТРАМАЙТИС Сильвестрас
- БАЛУХАТЫЙ Сергей Дмитриевич
- БАНДИНИ Анджело-Мария
- БАНДТКЕ Ежи Самуэль
- БАННИКОВА Галина Андреевна
- БАНТЫШ-КАМЕНСКИЙ Николай Николаевич
- БАРБЕРИНИ Франческо (старший)
- БАРВИНСКИЙ Евгений Иванович
- БАРСОВ Алексей Кириллович
- БАРСУКОВ Николай Платонович
- БАРТЕНЕВ Петр Иванович
- БАСКЕРВИЛЛЬ Джон
- БАСМАНОВ Павел Иванович
- БАСМАНОВА Марианна Павловна
- БАСМАНОВА Наталия Георгиевна
- БАУЭР Йон
- БАХТИН Николай Николаевич
- БАЧИНСКИЙ Александр Гаврилович
- БЕДЕКЕР Карл
- БЕКФОРД Уильям
- БЕЛЕЦКИЙ Александр Иванович
- БЕЛИЛОВСКИЙ Кесарий Александрович
- БЕЛКИН Вениамин Павлович
- БЕЛЛМЕР Ханс
- БЕЛОКУРОВ Сергей Алексеевич
- БЕЛЯЕВ Иван Степанович
- БЕРДИЧЕВСКИЙ Яков Исаакович
- БЕРЕЗОВСКИЙ Владимир Антонович
- БЕРНШТАМ Федор Густавович
- БЕСТЕРМЕН Теодор Натаниель
- БЕХТЕЕВ Владимир Георгиевич
- БИ Шэн