чешский религиозный реформатор, национальный герой. Родился в семье небогатого крестьянина, свою фамилию взял по месту рождения. Около 1390 г. поступил в Пражский университет и получил степень магистра «свободных искусств». В 1400 г. он стал священником, в 1402 г. получил место проповедника в Вифлеемской часовне в Праге. Эта часовня была основана учениками Яна Милича, выступавшего за реформу церкви. Пражский университет был охвачен борьбой сторонников номинализма и реализма, причем на стороне первых выступали в основном немцы, а вторых – чехи. Схоластический спор стал началом ожесточенной религиозной и национальной борьбы. В этот период король Вацлав IV склонялся к поддержке чешской партии, в которой собрались сторонники церковной реформы. В Западной церкви наступило время глубочайшего кризиса – Великого раскола. Большое распространение получили труды английского реформатора Дж. Уиклифа, который призывал к секуляризации церковных земель. Учитывая, что католическая церковь была в этот период крупнейшим собственником земельных владений в Чехии, в этом вопросе была заинтересована королевская власть. Гус одновременно с должностью проповедника занимал должность декана факультета искусств (1401-1402) и ректора Пражского университета (1402-1403). Среди его учеников оказался Збынек Зайчик, в 1403 г. ставший архиепископом Пражским. Именно он дал возможность Гусу проповедовать перед духовенством на съездах и соборах в Праге, в которых тот ярко обличал недостатки духовенства, осуждал богатство и роскошь Церкви. Сам Гус считал себя верным сыном католической церкви, но фактически придерживался двух из трех основных протестантских тезисов: поддерживал учение Блаженного Августина о предопределении и считал авторитет Священного Писания высшим по отношению к решениям папы и соборов. Проповеди Гуса привлекали значительное количество слушателей, в т. ч. простых горожан. В дальнейшем пражский архиепископ, несмотря на симпатии к личности Гуса, прислушался к мнению большинства духовенства и запретил ему проповедовать на церковных съездах, а затем и священствовать. В 1409 г. собрался Пизанский собор, который должен был ликвидировать Великий раскол, но к двум соперничавшим папам лишь добавился третий. Церковь в Чехии поддержала одного их них, а король за другого. Реформаторы поддержали короля, что привело к преобразованию университетского устава: теперь уже чешская нация получила три голоса, а все остальные вместе лишь один. Немецкие профессоры и студенты стали уезжать из Праги в Германию, Гус снова был избран ректором. В 1410 г. непризнанный чехами папа издал буллу с осуждением Уиклифа и пражский архиепископ отлучил Гуса от церкви, ему было запрещено преподавать в университете. В 1411 г. архиепископ умер, а в 1412 г. папа Иоанн ХХIII объявил крестовый поход против своего врага, короля Владислава Неаполитанского, поддерживавшего антипапу Григория ХII, и выпустил буллу, в которой объявлялось отпущение грехов всем, кто будет содействовать папе. В Праге булла об индульгенциях вызвала бурные споры и по приказу короля пражский магистрат даже казнил трех молодых чешских ремесленников, которые в церкви возмущались продажей индульгенций. В Праге начались волнения, казненных провозгласили мучениками. Гус в университете публично осудил индульгенции и обратился за поддержкой к королю Вацлаву, но король прислушался к тем, кто обвинял Гуса в подстрекательстве к волнениям. Гус был отставлен с поста ректора и в октябре 1412 г. удалился в замок Козийградек (Южная Чехия). Здесь он написал трактат «О Церкви», всецело основанный на трудах Уиклифа. Другие произведения 1412-1414 гг. написаны Гусом на чешском языке и сыграли большую роль в становлении этого языка как литературного. К Гусу стекались толпы народа, резонанс от выступлений бывшего ректора Карлова университета вышел за пределы Чехии. Император Сигизмунд I (брат и наследник Вацлава) настоял на созыве Констанцского собора (1414), пригласив туда Гуса для защиты своих взглядов. Гусу была выдана охранная грамота за подписью императора. Прибыв в Констанц, Гус был вызван на допрос папой Иоанном ХХIII и кардиналами. Последовала непродолжительная дискуссия, после которой Гус был схвачен и арестован. Не помогли ни протесты дворян, ни негодование вскоре прибывшего императора. Он был обвинен в приверженности ереси Уиклифа, главным был пункт по вопросу об евхаристии, а также учение о том, что Церковь может обойтись без папы. Находясь в заключении, Гус пережил падение Иоанна ХХIII, который оказался в темнице рядом с ним. В целом собор был расположен к нему скорее благожелательно, все кардиналы и император старались избежать раскола в Чехии. Гуса все уговаривали отречься от своих взглядов, в открытую признавая необходимость отречения только для вида. Но Гус проявил большую силу духа. Он просил не налагать на него «петли вечного осуждения, принуждая солгать и поступить против совести». 6 июля 1415 г. на заседании собора ему прочли обвинительный приговор. Гус был лишен сана и тут же выдан светской власти, уже сделавшей все приготовления к казни. Последними словами Гуса были: «Главной целью моих проповедей и всех моих сочинений было отвратить людей от греха. И в этой истине, которую я проповедовал согласно с Евангелием Иисуса Христа и толкованием святых учителей, я сегодня радостно хочу умереть». По преданию, старушке, подбросившей хвороста в костер «еретика», Гус сказал: «Святая простота!».
Досье личности
ГУС Ян
Имя латиницей: Hus Jan
Пол: мужской
Дата рождения: 00.00.1371
Место рождения: Гусинец, Чехия
Дата смерти: 06.07.1415 Возраст (44)
Место смерти: Констанц, Германия
Знак зодиака: Неизвестно
По восточному: Свинья
Ключевые слова: жертва, идеолог, ЛИЧНОСТИ журнал, политика, проповедник, религия, реформатор.
Anno: 1400
Ян ГУС
- Противоречит моей совести отрекаться от фраз, которых никогда не произносил.
- Лучше достойно умереть, чем жить греховно (...), человек, который боится смерти теряет радость жизни. Истина господствует над всеми, и над теми, кто убит, и никакие невзгоды не могут навредить им, если они жили справедливо.
- Бог мой свидетель, что я никогда не учил и не проповедовал то, что ложные свидетели свидетельствовали против меня. Он знает, что главной целью всей моей проповеди и писаний было отвращение людей от греха. В истине того Евангелия, которое я до сих пор писал, учил и проповедовал, я теперь счастливо умираю.
- Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия, 2006
- http://ru.wikipedia.org
- ЖУРНАЛ «ЛИЧНОСТИ» №118 (2018)
- echo.msk.ru
- ВИЖЕ-ЛЕБРЕН Элизабет
- ВИКТОРИЯ I (королева)
- ВИНЕР Норберт
- ВИШНЕВСКАЯ Галина Павловна
- ВЛАДИМИР (Сабодан)
- ВЛАСОВ Юрий Петрович
- ВОЛОШИН Максимилиан Александрович
- ВОЛЬТЕР
- ВОРОШИЛОВ Климент Ефремович
- ВРУБЕЛЬ Михаил Александрович
- ВУЛФ Вирджиния
- ВУЛЬФ Виталий Яковлевич
- ВЫСОЦКИЙ Владимир Семенович
- ГАБЕН Жан
- ГАГАРИН Юрий Алексеевич
- ГАЙ Юлий Цезарь (сын)
- ГАЙДАР Аркадий Петрович
- ГАЙДН Йозеф
- ГАЛИЛЕЙ Галилео
- ГАЛИЧ Александр Аркадьевич
- ГАЛКИН Максим Александрович
- ГАЛУА Эварист
- ГАЛЬШКА ОСТРОЖСКАЯ
- ГАМИЛЬТОН Эмма
- ГАМОВ Георгий Антонович
- ГАНДИ Индира
- ГАНДИ Махатма
- ГАННИБАЛ
- ГАННИБАЛ Абрам Петрович
- ГАРБО Грета
- ГАРИБАЛЬДИ Джузеппе
- ГАУДИ Антонио
- ГАУСС Карл Фридрих
- ГАШЕК Ярослав
- ГЕББЕЛЬС Йозеф
- ГЕЙБЛ Кларк
- ГЕЙНОР Глория
- ГЕЙТС Билл
- ГЕНРИХ IV Бурбон
- ГЕНРИХ V Ланкастер
- ГЕНРИХ VIII Тюдор
- ГЕРМАН Анна
- ГЕРЦЕН Александр Иванович
- ГЕССЕ Герман
- ГЕТЕ Иоганн Вольфганг
- ГИЛЯРОВСКИЙ Владимир Алексеевич
- ГИПАТИЯ
- ГИППИУС Зинаида Николаевна
- ГИППОКРАТ (врач)
- ГИР Ричард
- ГИТЛЕР Адольф
- ГЛЕНН Джон
- ГЛУШКО Валентин Петрович
- ГОГЕН Поль
- ГОГОЛЬ Николай Васильевич
- ГОЙЯ Франциско
- ГОЛЛЬ Шарль де
- ГОНЧАРОВА Наталья Николаевна
- ГОНЧАРОВА Наталья Сергеевна
- ГОРАЦИЙ
- ГОРБАЧЕВ Михаил Сергеевич
- ГОРОДЕЦКИЙ Владислав
- ГОФМАН Эрнст Теодор Амадей
- ГРАНТ Кэри