Досье личности

Ценность: 2,143 (14)

Симпатия: 2,071 (14)

дата обновления - 2019-11-16

просмотров - 7

ГУС Ян

Имя латиницей: Hus Jan

Пол: мужской

Дата рождения: 00.00.1371

Место рождения: Гусинец, Чехия

Дата смерти: 06.07.1415 Возраст (44)

Место смерти: Констанц, Германия

Знак зодиака: Неизвестно

По восточному: Свинья

География: ЕВРОПА, ЧЕХИЯ.

Ключевые слова: жертва, идеолог, ЛИЧНОСТИ журнал, политика, проповедник, религия, реформатор.

Anno: 1400

Ян ГУС

чешский религиозный реформатор, национальный герой. Родился в семье небогатого крестьянина, свою фамилию взял по месту рождения. Около 1390 г. поступил в Пражский университет и получил степень магистра «свободных искусств». В 1400 г. он стал священником, в 1402 г. получил место проповедника в Вифлеемской часовне в Праге. Эта часовня была основана учениками Яна Милича, выступавшего за реформу церкви. Пражский университет был охвачен борьбой сторонников номинализма и реализма, причем на стороне первых выступали в основном немцы, а вторых – чехи. Схоластический спор стал началом ожесточенной религиозной и национальной борьбы. В этот период король Вацлав IV склонялся к поддержке чешской партии, в которой собрались сторонники церковной реформы. В Западной церкви наступило время глубочайшего кризиса – Великого раскола. Большое распространение получили труды английского реформатора Дж. Уиклифа, который призывал к секуляризации церковных земель. Учитывая, что католическая церковь была в этот период крупнейшим собственником земельных владений в Чехии, в этом вопросе была заинтересована королевская власть. Гус одновременно с должностью проповедника занимал должность декана факультета искусств (1401-1402) и ректора Пражского университета (1402-1403). Среди его учеников оказался Збынек Зайчик, в 1403 г. ставший архиепископом Пражским. Именно он дал возможность Гусу проповедовать перед духовенством на съездах и соборах в Праге, в которых тот ярко обличал недостатки духовенства, осуждал богатство и роскошь Церкви. Сам Гус считал себя верным сыном католической церкви, но фактически придерживался двух из трех основных протестантских тезисов: поддерживал учение Блаженного Августина о предопределении и считал авторитет Священного Писания высшим по отношению к решениям папы и соборов. Проповеди Гуса привлекали значительное количество слушателей, в т. ч. простых горожан. В дальнейшем пражский архиепископ, несмотря на симпатии к личности Гуса, прислушался к мнению большинства духовенства и запретил ему проповедовать на церковных съездах, а затем и священствовать. В 1409 г. собрался Пизанский собор, который должен был ликвидировать Великий раскол, но к двум соперничавшим папам лишь добавился третий. Церковь в Чехии поддержала одного их них, а король за другого. Реформаторы поддержали короля, что привело к преобразованию университетского устава: теперь уже чешская нация получила три голоса, а все остальные вместе лишь один. Немецкие профессоры и студенты стали уезжать из Праги в Германию, Гус снова был избран ректором. В 1410 г. непризнанный чехами папа издал буллу с осуждением Уиклифа и пражский архиепископ отлучил Гуса от церкви, ему было запрещено преподавать в университете. В 1411 г. архиепископ умер, а в 1412 г. папа Иоанн ХХIII объявил крестовый поход против своего врага, короля Владислава Неаполитанского, поддерживавшего антипапу Григория ХII, и выпустил буллу, в которой объявлялось отпущение грехов всем, кто будет содействовать папе. В Праге булла об индульгенциях вызвала бурные споры и по приказу короля пражский магистрат даже казнил трех молодых чешских ремесленников, которые в церкви возмущались продажей индульгенций. В Праге начались волнения, казненных провозгласили мучениками. Гус в университете публично осудил индульгенции и обратился за поддержкой к королю Вацлаву, но король прислушался к тем, кто обвинял Гуса в подстрекательстве к волнениям. Гус был отставлен с поста ректора и в октябре 1412 г. удалился в замок Козийградек (Южная Чехия). Здесь он написал трактат «О Церкви», всецело основанный на трудах Уиклифа. Другие произведения 1412-1414 гг. написаны Гусом на чешском языке и сыграли большую роль в становлении этого языка как литературного. К Гусу стекались толпы народа, резонанс от выступлений бывшего ректора Карлова университета вышел за пределы Чехии. Император Сигизмунд I (брат и наследник Вацлава) настоял на созыве Констанцского собора (1414), пригласив туда Гуса для защиты своих взглядов. Гусу была выдана охранная грамота за подписью императора. Прибыв в Констанц, Гус был вызван на допрос папой Иоанном ХХIII и кардиналами. Последовала непродолжительная дискуссия, после которой Гус был схвачен и арестован. Не помогли ни протесты дворян, ни негодование вскоре прибывшего императора. Он был обвинен в приверженности ереси Уиклифа, главным был пункт по вопросу об евхаристии, а также учение о том, что Церковь может обойтись без папы. Находясь в заключении, Гус пережил падение Иоанна ХХIII, который оказался в темнице рядом с ним. В целом собор был расположен к нему скорее благожелательно, все кардиналы и император старались избежать раскола в Чехии. Гуса все уговаривали отречься от своих взглядов, в открытую признавая необходимость отречения только для вида. Но Гус проявил большую силу духа. Он просил не налагать на него «петли вечного осуждения, принуждая солгать и поступить против совести». 6 июля 1415 г. на заседании собора ему прочли обвинительный приговор. Гус был лишен сана и тут же выдан светской власти, уже сделавшей все приготовления к казни. Последними словами Гуса были: «Главной целью моих проповедей и всех моих сочинений было отвратить людей от греха. И в этой истине, которую я проповедовал согласно с Евангелием Иисуса Христа и толкованием святых учителей, я сегодня радостно хочу умереть». По преданию, старушке, подбросившей хвороста в костер «еретика», Гус сказал: «Святая простота!».

Афоризмы (3)
Медиа (0)
Связи (9)
Источники (4)
Обсуждение
comments powered by HyperComments
Наверх