китайский государственный и политический деятель, признанный основоположник легизма – философско-политического учения, противного учениям даосизма и конфуцианства. В 685 г. до н. э. был назначен Хуань-гуном на пост премьер-министра, и за 40 лет его управления Ци стало самым могущественным государством в этот период. Прославившегося своими социально-политическими и экономическими реформами, которые послужили толчком для развития теории и практики легизма. Ослаблял наследственную аристократию и укрепляв царскую власть. С одной стороны, стоял за абсолютизацию царской власти, распространяя ее на экономику в виде государственного контроля над ценами и монополии на соль и железо, а с другой – первым в Китае выдвинул концепцию управления страной на основе законов (фа1), которым должен следовать и сам государь («закон – отец и мать народа»). Предложил разделить страну на уезды во главе с подотчетными только государю чиновниками и провести сквозное административное деление вплоть до самой низшей социальной единицы — семьи, разбив все население на группы из пяти семей. Эти предложения объективно были направлены на разрушение кровнородственной общины и подрыв социальной опоры глав патронимии — наследственной знати. По его инициативе был введен дифференцированный налог в зависимости от качества земли и количества пахотных полей, отменен обычай передела полей в общине. Установил государственный контроль за добычей соли и железа, упорядочил чеканку монеты, контролировал рыночные цены. В кварталах, населенных служилым людом, ввел систему воинской повинности. Им была создана также трехступенчатая система отбора на чиновничьи должности.
Считается автором трактата «Гуань-цзы» (IV-III вв. до н.э.), основу которого составляют его высказывания. «Гуань-цзы» – один из крупнейших философских трактатов (около 130 тыс. иероглифов), объединяющий произведения разных авторов, состоящий из 8 тематических разделов в 24 «свитках»-цзюань и 86 главах-пянь, из которых 10 глав ныне утрачены. «Гуань-цзы» сначала квалифицировался как даосский, а затем как легистский трактат. В высказываниях Гуань Чжуна впервые прозвучала легистская идея второстепенности и даже пагубности образования и отвлеченного мудрствования: «Совершенномудрый» (шэн) правитель полагается на закон, а не на мудрость. Если же он откажется от закона и предпочтет знания, то народ забросит все дела и ринется за славой». В отличие от легистов последующих поколений признавал нормы «ритуальной благопристойности» (ли) в качестве одного из «четырех устоев» (сы вэй) государства наряду с «долгом/справедливостью» (и), «бескорыстием» (кан) и «совестливостью/стыдом» (чи).