Досье личности

Ценность: 2,643 (14)

Симпатия: 2,571 (14)

дата обновления - 2013-06-05

просмотров - 6

ГРИГОРОВИЧ-БАРСКИЙ Василий Григорьевич

Другое имя: Барский Василий Григорьевич; Василий Киевский, Василий Киево-Российский, Василий Рос, Василий Плака, Василий Плака-Альбов, Беляев Плака-Альбов - псевдонимы

Имя латиницей: Grigorovich-Barskij Vasilij Grigor`evich

Пол: мужской

Дата рождения: 01.01.1701

Место рождения: Киев, Украина

Дата смерти: 07.10.1747 Возраст (46)

Место смерти: Киев, Украина

Знак зодиака: Козерог

По восточному: Змея

География: ЕВРОПА, РОССИЙСКАЯ ИМПЕРИЯ, РОССИЯ, УКРАИНА.

Ключевые слова: знание, литература, ЛИЧНОСТИ журнал, наука, писатель, путешественник, этнограф.

Anno: 1740

Василий Григорьевич ГРИГОРОВИЧ-БАРСКИЙ

украинский путешественник и писатель. Получил домашнее начальное образование, с 1708 г. обучался у преподавателей Киевской Академии, в 1715-1723 гг. студент Академии, куда поступил по протекции ректора Феофана Прокоповича. Учился одновременно с будущими писателями и государственными деятелями С. Тодорским, С. Кулябкой, М. Козачинским. В 1723 г. оставил Академию по официальной причине болезни, пройдя, по его словам, «малыя школы даже до риторики… и начал философии». Его не привлекала карьера священнослужителя, и он «имел охоту видеть чужие страны». Вместе с Иустином Леницким, братом украинского иерарха, писателя и путешественника Варлаама Леницкого, они отправились во Львов и поступили в иезуитскую академию под именем братьев Барских, но подлог раскрылся, и киевские студенты были изгнаны из училища. В 1724 г. путешественники через Словакию, Венгрию и Австрию направились в Италию с целью поклонится мощам Николая Мирликийского в городе Бари, посетив по пути Рим, Неаполь, Венецию, Болонью и Флоренцию. В 1725 г., расставшись с Леницким, Григорович-Барский отправился через острова Архипелага Корф, Кефалиния, Закинф, Хиос на Афон. Его сопровождал бывший архимандрит Тихвинского монастыря Рувим Гурский, доверенное лицо царевича Алексея Петровича, бежавший из России после начала следствия по делу сына Петра I. Не добравшись до Афона, Гурский умер. В 1726-1728 гг. Барский странствовал по Палестине, посетил Иерусалим, Иордан, побывал на Мертвом море, затем направился в Каир, осмотрел Синайский монастырь и через Суэц, Дамиетту, Бейрут и Триполи добрался до Дамаска, а затем вновь отправился на Синай и в Палестину. В 1729-1731 гг. путешественник жил в Триполи, где изучал старо- и новогреческий язык и литературу, философию, логику, естественные науки, а во время каникул посетил Александрию, Кипр, Сим, Самос, Хиос, Патмос. В 1734 г. в Дамаске он был пострижен в монахи под именем Василия антиохийским патриархом Сильвестром. С 1736 по 1743 гг. жил на о. Патмос, где продолжал изучение языка, логики и метафизики и одновременно преподавал латинский язык в местном училище. Кроме латыни, владел греческим и арабским языком, понимал турецкий, хорошо знал естествознание, географию, историю, этнографию, статистику, архитектуру, геологию, коммерцию, живопись, музыку. В 1743 г. русский посол в Константинополе А. А. Вешняков вызвал его в турецкую столицу и предложил должность священника при посольской церкви и референта при дипломатической миссии, а в 1744 г. направил на Афон с целью изучения православных монастырей и их библиотек. 1744-1746 гг. он провел на Афоне, в Афинах и на о. Крит. Вернувшись в 1746 г. в Константинополь, он не поладил с новым послом А. И. Неплюевым, обвинившим его в грекофильстве и предательстве национальных интересов. Опасаясь ареста и стремясь доказать несправедливость обвинений, тяжело больной паломник через Болгарию, Валахию и Польшу вернулся на родину в Киев 2 октября 1747 года, где спустя месяц скончался. Похоронен в Киево-Братском Богоявленском монастыре. Работа Барского над путевыми записками началась в 1723 г. и продолжалась до самой кончины писателя. Путешественник не успел завершить главный труд своей жизни и признавался: «Аще же сподобит мя возвратитися в Отечество, долженствую тогда весь "Путник" совершенно направити». Современники, близко знавшие писателя, высоко ценили его историко-литературный труд. Игумен афонского монастыря Исайя утверждал, что украинский «мандривник» изобразил христианский Восток «изряднее всех прежде его бывших историков», а игумен Кирилл сообщал, что он описал «совершенно» и изобразил «истинно и неотменно сия, якоже некто же прежде его». С вниманием отнесся к путевым заметкам А. А. Вешняков, сообщивший о нем и его трудах императрице Елизавете Петровне. После кончины паломника рукопись записок хранилась в доме матери, Марии Беляевой, а затем младшего брата писателя И. Г. Григоровича, известного украинского архитектора, который понимал значение и ценность этого труда. Уже в это время записки Григоровича-Барского начали распространяться в списках, так как родственники паломника разрешали делать с них копии всем любителям душеполезного чтения. Характеризуя жанр записок, сам автор назвал их «путешествием и историею разных мест», а себя «списателем» и «историком». Знакомясь с историческими достопримечательностями, древними городами, архитектурными памятниками, писатель приводил их подробное описание, ссылаясь не только на рассказы современников, но и на материалы исторических хроник, летописей, хронографов, работы античных и средневековых авторов. Исторические взгляды путешественника сформировались под воздействием просветительских концепций петровского времени. В воззрениях путешественника на историю столкнулись традиционные для Средневековья теологические концепции, идея провиденциализма и прагматическое осмысление истории, взгляд на историю как на хаотическое нагромождение событий. Паломник выступал за ответственность историка перед обществом, осуждал субъективизм, фальсификацию фактов и служение лицам. Писатель интересовался как античной, так и современной историей. На Афоне он знакомился с содержанием монастырских архивов, в Александрии осмотрел «иглу Клеопатры» – монумент XV в. до н. э. и с большой точностью срисовал иероглифическую надпись, подробно описал дамасскую мечеть. Собрал большой материал о социально-политической, экономической и духовной жизни Западной Европы, Ближнего Востока, Северной Африки второй четверти XVIII в. По богатству материала, подробности и тщательности записок им нет равных в отечественном востоковедении и палестинологии. Н. Г. Чернышевский, давая оценку путевым записка Григоровича-Барского, писал, что на протяжении столетия они «пользовались нераздельным уважением любознательных и набожных читателей».

Медиа (0)
Связи (8)
Источники (6)
Обсуждение
comments powered by HyperComments
Наверх